«МОЙ МУЖ – ГЕНИЙ»

Автор – Юрий Медведев

 

К показу на первом  канале  готовится фильм «МОЙ  МУЖ – ГЕНИЙ», снятый по книге  жены  Ландау  Коры  и  вызвавший  резко  негативную  реакцию  всех  тех,  кто  знал  академика.

Несмотря  на  протесты  академиков  РАН,  телевидение  намерено  показать  скандально-откровенный  фильм  о  Льве Ландау.  Но  надо  ли  знать  о  человеке все? 

В январе этого года исполнилось 100 лет со дня рождения Льва Лан­дау. Его называют самым блестя­щим российским ученым XX века, создателем лучшей в мире школы физиков-теоретиков. Ландау—лау­реат Нобелевской премии и многих других престижных научных на­град, член многих иностранных академий.

В честь юбилея ученого в веду­щих научных центрах России и дру­гих стран прошли крупные конфе­ренции, где обсуждался вклад Лан­дау в мировую науку.

Свой «подарок» великому физи­ку сделали и российские кинема­тографисты. Сейчас готовится к по­казу на Первом канале телевидения фильм «Мой муж—гений», снятый по книге жены Ландау Коры «Акаде­мик Ландау. Как мы жили». Она вы­шла в 1999 году, через несколько лет после смерти автора. и была крайне негативно встречена в на­учной среде. И вот теперь сугубо личные отношения двух людей вы­носятся на суд миллионов.

Президиум РАН уже выразил воз­мущение этим творением и обра­тился к руководителю Первого ка­нала Константину Эрнсту с про­сьбой снять ленту с эфира. Акаде­миков возмутила интерпретация жизни ученого. Однако на ТВ заяви­ли: картина выйдет на экран, чтобы зрители сами определили свое от­ношение к ней. Особо подчеркива­ется, что «авторы руководствова­лись любовью к Ландау, а также к его жене».

В чем выражается эта любовь, нам еще предстоит увидеть, а пока мы обращаемся к самым близким Льву Ландау людям, а также  к тем, кто был вхож  в его дом, с вопросом: каким был Ландау в кругу семьи и в отношениях с женой?

 

Майя Бессараб ____________________________________________________________________________

ПЛЕМЯННИЦА ЖЕНЫ ЛАНДАУ, МНОГИЕ ГОДЫ БЫВШАЯ ДЛЯ НЕГО ОДНИМ ИЗ  САМЫХ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ. она автор книги «ландау», КОТОРАЯ БЫЛА В СВОЕ ВРЕМЯ БЕСТСЕЛЛЕРОМ. СЕЙЧАС ЖИВЕТ в лондоне:

Ландау.jpg

Лев Ландау

— Первые слова, которые сразу приходят на ум, когда вспоминаешь Льва Давидовича, — это остроум­ный, добрый и простой. А еще у него была железная сила воли, чему поражались его ученики. Он мне рассказывал, как ее воспитал. В юности был момент, когда хотел по­кончить с собой. Молодой человек вдруг счел, что жизнь не удалась. Спасла книга «Красное и черное». Он сказал себе: если герой романа Жюльен Сорель мог изменить судь­бу, почему я не могу? И стал работать над собой.

Вначале ставил са­мые простые задачи; ты любишь поспать, так поднимайся рано по будильнику. Ты робок и застенчив, так подойти к солидному господину на улице и спроси, почему вы носи­те бороду. И так каждый день: зада­ния, задания, экзамены, проверки. Именно тогда он дал себе слово, что никогда не выпьет ни глотка спирт­ного, не будет курить и никогда не женится. Кстати, в молодости он никого так не боялся, как девушек. Когда Ландау преподавал в Харь­ковском университете, он пришел на выпускной вечер и попросил поз­накомить с самой красивой девуш­кой. Это была Кора. Они очень пон­равились друг другу. Так начались их отношения. Они были почти ро­весники. Кора была его первая лю­бовь и первая женщина. Она хотела иметь семью и детей, но он сказал, что дал себе клятву никогда не же­ниться. Время шло, он уехал в Мос­кву, они переписывались, изредка встречались. Эта неопределенность в отношениях очень беспокоила Кору. Тогда она сказала: давай по­женимся, чтобы мое положение в семье и в обществе стало понятным. Для всех я буду считаться тво­ей женой, но фактически ты оста­нешься холостяком. Это было единственное решение, ни на что другое он бы никогда не согласился. Более того, Кора поклялась, что ни­когда не изменит этот договор. И даже расписалась кровью.

И более десяти лет он ее безумно любил, и ей в голову не приходило, что это не навсегда. А потом что-то изменилось, в доме стали появлять­ся девушки. Был, в частности, такой эпизод. Ландау привел в дом девуш­ку, а Кора спряталась в шкафу. Он открыл дверь шкафа, увидел ее и за­крыл на ключ. Она мне позвонила на следующее утро и все рассказа­ла. Ландау проводил девушку, вы­пустил Кору, но не стал с ней гово­рить. Только махнул рукой—уходи. Она подумала, что это конец. Утром вытащила ключ из входной двери, чтобы он не ушел, не поговорив. Но он не хотел. Тогда она сказала, что откроет окно и будет кричать на весь двор. Он ее выслушал, но не хо­тел прощать. Кора встала на коле­ни. Ландау сказал: ты не имеешь права так унижаться. Они помири­лись.

Это лакомый кусок, из которого в кино можно сделать захватываю­щую сцену, где герой выглядит чуть ли не чудовищем. Но что думала об этом сама Кора? Она говорила моей маме: «Я сама во всем виновата. Ведь обещала, что он навсегда оста­нется холостяком. У меня такое чувство, что я обманула ребенка. Ведь он чист как дитя».

Кстати, в своей книге Кора не приводит ни этих слов, ни условий заключенного с Ландау договора, а эпизод со шкафом представлен совсем иначе. Но как без этих де­талей можно рассказывать об их жизни, ведь получается схема, а не клубок очень сложных, необыч­ных отношений. Эти люди приду­мали себе такой странный брак, к нему нельзя подходить с обычны­ми мерками.

Мне звонила знакомая, которая видела фильм «Мой муж — гений», где Ландау представлен чуть ли не как сексуальный маньяк, донжуан. Это же смешно и нелепо. Менее все­го он похож на такой персонаж. А вообще число его увлечений можно пересчитать на пальцах одной руки.

Чтобы понять отношение Ландау к женщинам, приведу лишь одну фразу, которую вспоминают его ученики: «Я чемпион, я любил Кору 12 лет». Что это значит? Для него слово «любовь» имело особое зна­чение. Прежде всего,  это острота чувств. Если она уходила, уходила и любовь. Да, у него были увлечения, но не романы в привычном смысле этого слова, а очень серьезные от­ношения, где на первом месте была настоящая любовь.

Почему-то многие считающие себя людьми искусства честно при­знаются, что ничего не понимают в науке, даже бравируют этим. Зато они уверены, что им все ясно в жиз­ни гения, в его семейных отноше­ниях. Но эта сфера в семье Ландау ничуть не проще, чем его наука, по­тому,  что в ней было очень много от его необычной натуры. Кстати, он был предельно правдив, любил повторять слова Льва Толстого: главное в жизни – правда

Чтобы понять и почувствовать этот союз, а потом решится сделать из него свое произведение, наверное, нужен талантливый человек, способный через себя пропустить жизнь этих людей. Но стоит ли вообще в неё вмешиваться

 

Сергей Капица,

доктор физико-математических наук, много  лет  знал семью  ландау:

— Честно говоря, не чувствую себя вправе говорить об отноше­ниях в семье Ландау. Но вот на что хотелось бы обратить внимание. Как у всякого человека, у Ландау были странности и слабости. И как у многих гениев, они были выра­жены ярче, чем у обычных людей. Например, он был резким, прямо говорил все, что думал, не терпел фальши. На двери своего кабинета даже повесил табличку: «Осторож­но, кусается». Потом, правда, за­менил ее на игрушечного крокоди­ла.

Почему Ландау стал, по сути, иконой для своих учеников? Не­ужели они не видели его страннос­тей? Терпели его резкость? Конеч­но, перед его удивительным талан­том преклонялись. Самые сложные и запутанные проблемы станови­лись ясными и простыми после того, как за их решение брался Ландау. Но дело не только в этом его даре. Притягивала сама его личность. В нем никто не видел патриарха, это был простой, очень естественный, доступный, жадный до жизни человек с прекрасным чувством юмора. Там, где Ландау, царил дух свободы, равноправия, нравственности. Именно такой на­бор человеческих качеств наряду с его гениальностью и позволил со­здать в нашей стране лучшую в мире школу физиков-теоретиков.

И вот за судьбу гения берутся какие-то люди и делают из нее не­что непотребное. Говорят, никто не может запретить свободу твор­чества. Ну, пожалуйста, если вам так хочется показать, как трудно жить рядом с гением, измените фамилии. Сделайте глубокий пси­хологический фильм, который за­тронет очень непростую тему. Но для этого надо быть мастерами. Куда проще сделать рейтинг на имени великого человека.

Руководители страны требуют, чтобы наука вывела Россию на пе­редовые позиции в сфере высоких технологий, чтобы мы ушли от сы­рьевой трубы. Но для этого мало повышать зарплаты ученым. Бо­лее того, деньги — не главное. Надо прежде всего повышать пре­стиж научного работника. Телеви­дение же делает все ровно наобо­рот, унижая подобными фильмами не только великого физика, но и всех ученых, причем не только российских, но и всего мира. Ведь Ландау — это символ науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz