Президенту США Рейгану
Савелий Крамаров написал как артист артисту: есть нечего, и одно место скоро
затянет паутиной
|
|||||
6 июня 2010г. исполняется
15 лет со дня смерти всенародно любимого актера
История одного из
самых узнаваемых советских актеров настолько обросла мифами и легендами, что
правду от вымысла отделить уже практически невозможно. С одной стороны, это
очень символично и свидетельствует о том, что Савелий Викторович стал героем
былинным, кем-то вроде Ильи Муромца. С другой — устное народное творчество все
дальше и дальше уводит нас от истинного Крамарова.
Все, кто когда-либо писал о нем, пытаются представить его персонажем
трагическим — непонятым в искусстве и несчастным в личной жизни. На контрасте с
комедийным амплуа такой образ впечатляет, но, к счастью, не имеет ничего общего
с реальностью.
Людмила ГРАБЕНКО
Специально для «Бульвара Гордона» 1 июня 2010г.
АЛЕКСАНДР ЛЕВЕНБУК: «ЕГО РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ ЗАЧАСТУЮ НЕ ВПИСЫВАЛИСЬ В ЕГО ЖЕ
РАБОЧИЙ ГРАФИК»
Автора знаменитой
«Радионяни» Александра Левенбука с Савелием Крамаровым связывала дружба,
которая продолжалась и после отъезда актера за границу.
— Мы с Саввой
познакомились в самодеятельности, — вспоминает Александр Семенович. — У
него тогда еще не было актерского образования, только диплом Лесотехнического
института, но играть он хотел всегда, и получалось неплохо. У него была одна
заслуживающая уважения черта — он всегда и во всем стремился дойти до
совершенства. Уже, будучи известным актером, поступил в ГИТИС, хотя его, думаю,
снимали бы и так. Пошел работать в «Современник», прекрасно понимая, что много
он там не сыграет — не дадут. Но он рассчитывал подучиться, поднакопить
актерского опыта.
|
Александр Левенбук:
«Савелия очень любили, потому что он никогда не строил из себя великого
артиста» |
— Говорят, Савелий
Викторович всю жизнь мечтал о серьезной роли...
— Это не более чем
легенда. На самом деле, о серьезных ролях он не мечтал никогда. Во-первых,
очень самокритично относился к себе и осознавал, что они ему не по плечу.
Во-вторых, понимал: хороших трагических актеров много, а место
комика-эксцентрика, каким был Крамаров, вакантно до сих пор. Ему достаточно
было одной фразы, — например, «И мертвые с косами стоят!» — чтобы сделать роль
яркой, запоминающейся. Нет, Савелий был вполне доволен своим комедийным амплуа,
ведь именно оно принесло ему невиданную популярность.
Когда он приезжал ко
мне работать, — мы вместе писали ему миниатюры для выступлений! — звонок в моей
квартире не смолкал. Соседу сверху хотелось взять у него автограф, соседу снизу
— просто посмотреть на живую звезду. Прекращалось это только после того, как
Савва подходил к двери и строго, но вежливо говорил: «Не мешайте нам,
пожалуйста, мы работаем!».
Он, кстати, в отличие
от многих других актеров никогда не грубил поклонникам, всегда был корректен. И
работал очень серьезно и скрупулезно. Бывало, мы с ним за целый день могли
усовершенствовать лишь одну-единственную шутку. Несмотря на, казалось бы,
низкий коэффициент полезного действия, он уезжал довольный. Хотя за целый день,
бывало, выпивал только пару стаканов воды.
— Вы его не кормили?
— Дело в том, что
Савелий ел только кошерную пищу, а я ему такую мог предложить далеко не всегда.
— Как он вообще
находил такую еду в советской Москве, где и на походы в синагогу смотрели косо?
— В этом и заключалась
его главная проблема. Именно она подтолкнула его к решению эмигрировать. В
остальном жизнь в Союзе устраивала Савелия. Его популярность открывала все
двери, решала любые бытовые проблемы, которые отравляли жизнь всем нам.
Например, у Саввы был белый «фольксваген» — большая редкость в Москве того
времени. Он мне как-то показал, сколько у него запчастей для машины, — хватило
бы на целый автопарк. Когда мы с ним приходили в ресторан, тут же начинались
подношения со всех окружающих столов — дорогое вино, шампанское, конфеты,
цветы.
Будь Крамаров
любителем проехаться на халяву, мог бы все время обедать и ужинать за чужой
счет, но Савва всегда платил сам — такой у него был принцип. А вот с кошерной
пищей постоянно возникали проблемы. Ее в то время можно было найти только в
синагоге, которая была одна на всю Москву, и он в силу своей занятости не
всегда успевал туда заехать. Помню, как его поразил тот факт, что только в
одном районе Нью-Йорка — Лонг-Айленде — работает 180 синагог.
|
Савва с матерью Бенедиктой (Басей)
Соломоновной, сестрой Татьяной и отцом Виктором Савельевичем, середина 30-х.
Виктор Савельевич Крамаров был видным московским адвокатом, в 1938 году его
деятельность была расценена как антисоветская. Под пытками он подписал
признание и получил восемь лет лагерей. В 1949 сел снова — в рамках борьбы с
космополитизмом. Через некоторое время из лагеря пришло письмо, в котором
сообщалось о самоубийстве Виктора Крамарова. Мать не верила в самоубийство
мужа и была убеждена, что его убили. На нервной почве Бася Соломоновна попала
в больницу и в этом же 1949-м скоропостижно скончалась |
— Как Савелий
Викторович пришел к иудаизму, он ведь не из религиозной, набожной семьи?
— Существует легенда,
согласно которой он в Египте в лавке старьевщика увидел медальон с ликом
святого, который очень ему понравился. Вернувшись в Москву, Савва показал медальон
знакомому антиквару. Тот сказал, что изображен на нем пророк Моисей, и якобы
Крамаров воспринял это как знак. История красивая, но я не поручусь за ее
достоверность. А в том, что он пришел к иудаизму, на мой взгляд, ничего
удивительного нет, не зря же говорят, что даже в сердце неверующего еврея все
равно живет Тора. А кашрут — свод законов религиозной жизни — поначалу
соблюдать трудно, но со временем это даже начинает приносить удовольствие:
человек будто самому себе доказывает, что способен себя преодолевать.
— Но Савелию
Викторовичу кашрут приносил не только моральное удовлетворение, но и
неудобства?
— Его религиозные
убеждения зачастую не вписывались в его же рабочий график. Савва отказывался
сниматься в Шаббат — с вечера пятницы до вечера субботы. Случалось, что его
приглашали на концерты, которые проходили на стадионах: там за 10-минутное
выступление платили три тысячи рублей. Но узнав, что работать придется в
субботу, он отказывался, и никто не мог его уговорить. Иногда его почитание
субботы доходило до смешного. В Шаббат верующим евреям нельзя делать ничего,
даже нажимать кнопку лифта и снимать телефонную трубку, и Савва все это
исполнял.
Как-то мы с Аркашей
Хайтом гостили у него в Лос-Анджелесе. Он отвез нас на концерт и пообещал
забрать обратно, но, к великому нашему удивлению, вовремя не приехал. Звоним
ему домой, трубку никто не берет. Друзья пригласили нас в ресторан «Черное
море», в котором пела Агузарова: дескать, подождем Савву там. Но Крамаров так и
не появился.
Только тогда кто-то
вспомнил, что начался Шаббат, а значит, он и не приедет. Все бы ничего, но мы
не помнили, где его дом и как туда добраться. С большим трудом нашли человека,
который приблизительно знал, где Савва живет, потом долго искали квартиру. В
общем, целое приключение было! Дверь в квартиру оказалась не заперта, когда мы
вошли, Савва спал в своей комнатке. Утром он, конечно, извинялся, но...
«ЗА ГРАНИЦУ ОН УЕЗЖАЛ С ДВУМЯ ПОЛУПУСТЫМИ ЧЕМОДАНАМИ»
— ...не сомневаюсь: вы
ему за это отомстили!
— Ну, было несколько безобидных розыгрышей... Когда мы к нему приезжали, он
очень хотел нас чем-нибудь угостить. Понакупит, бывало, целый холодильник
всяких вкусностей, которые нам в перестроечной стране только снились, — балык,
карбонат, красную рыбу, икру. А мы с Аркашей носом крутим: дескать, нам и дома
все это изобилие надоело. Он, бедный, так расстраивался, жалко было смотреть.
Да и нам этот фасон нелегко давался — еда-то была вкусная, от одного запаха уже
слюнки текли. Правда, в последний день перед отъездом мы все до крошки слопали.
— А сам Савелий
Викторович часто кого-либо разыгрывал?
— Он розыгрышей не
любил, хотя у него они бы, наверное, хорошо получались. Отомстил же Савва
однажды знаменитому администратору Смольному, который попытался его обмануть.
Вообще, для администраторов обычное дело — заплатить актеру поменьше, а увезти
его при этом подальше. И вот во время очередных гастролей Смольный предложил
Крамарову: «Тут недалеко надо еще выступить, буквально 15 километров от
города!». Сели в машину, поехали. Через 15 километров Крамаров, который
внимательно смотрел на спидометр, говорит водителю: «Останови!». Вышел, вокруг
— голая степь, одни суслики стоят. Сказал: «Добрый вечер, дорогие зрители!» — и
отчесал весь свой репертуар! Потом сел в машину и уехал назад.
|
Вторая супруга
Крамарова Мария работала гримером на киностудии, до нее артист был очень
непродолжительное время женат на некой Людмиле |
— Правда ли, что,
добиваясь разрешения на выезд, Крамаров обратился к президенту США Рональду
Рейгану?
— Это письмо было
написано у меня на кухне. Я уже не помню текст дословно, знаю, что какие-то
отрывки из него ходят в интернете. Оно было задумано как обращение артиста к
артисту. Савва писал, как тяжело ему живется после того, как он подал документы
на выезд: мол, есть буквально нечего и одно место у него, как в известном
анекдоте, скоро затянет паутиной. Это была истинная правда: в те времена даже
простого инженера, подавшего документы в ОВИР, тут же увольняли с работы,
Савелия же немедленно перестали приглашать на съемки, а фильмы с его участием
(их было более 40-ка) сняли с проката и телевизионного эфира.
Ему, кстати, перечень
грядущих неприятностей популярно изложили в компетентных органах, когда
уговаривали забрать документы. Пообещали даже звание заслуженного артиста,
только бы он согласился остаться. Но Савва отказался: у него к тому времени
было громкое имя, а все эти «народные» и «заслуженные» для серьезного человека
— полная ерунда. В конце концов Крамарова все-таки отпустили — после того, как
его письмо Рейгану трижды прозвучало по «вражескому» «Голосу Америки».
— Правда, что это
письмо Крамаров перебросил через забор американского посольства в Москве?
— Думаю, это еще одна
легенда... С одной стороны, он мог так поступить — это было вполне в его
характере, но с другой — у посольства всегда дежурило много бдительной милиции.
Скорее всего, Савва поступил проще — договорился с кем-то, кто и пронес письмо
на территорию посольства.
— Насколько я знаю,
провожать его в аэропорт вы не ездили?
— Нет. В то время это
было небезопасно — всех, кто провожал эмигрантов, снимали на видео и брали на
заметку. Но я был на проводах у него дома. Людей пришло немного, помню, что
рядом сидели Михаил Жванецкий и Марк Розовский. Предвосхищая ваш вопрос, скажу:
мы не грустили. Конечно, понимали, что какое-то время его не увидим, но и
ощущения, что расстаемся навсегда, не было. Наоборот, все радовались за Савву —
он добился того, чего хотел, у него было много планов и самые радужные
перспективы.
|
С третьей женой одесситкой Мариной
актер расписался уже в США, она родила ему дочь. «Такие женщины умеют, не
теряя собственного достоинства, поставить мужчину на пьедестал, сделать его
счастливым» |
— Кому Савелий
Викторович оставил «наследство» — свою квартиру и коллекцию антиквариата?
— Жене Маше. Правда,
коллекцией эти вещички можно назвать с большой натяжкой. Знаете, любой
коллекционер в своем увлечении проходит два этапа — денежный, когда человек скупает
все подряд, и профессиональный, когда он начинает разбираться в предмете и к
выбору экспонатов подходит осознанно. Савва до второго этапа не дошел. Да, у
него были раритеты, но хватало также склеенных тарелок и чашек, которым цена —
три копейки в базарный день.
А за границу он уезжал
с двумя полупустыми чемоданами, в которых были только вещи первой
необходимости. Зачем везти с собой старье, если все можно купить на месте?
Единственная старая
вещь, которую Крамаров взял, — это его знаменитая кепка-талисман. В ней Савва
снимался в картине «Друг мой, Колька!», сделавшей его знаменитым, и с тех пор
был уверен, что кепка приносит ему удачу. А еще мы, наивные, надавали ему с
собой юбилейных советских рублей: «Может, ты там на что-то стоящее их
обменяешь!». Но никому наши «деревянные» за границей не были нужны. Когда-то
давно была популярная песня со словами: «Посторонись, советский рубль идет!».
Теперь-то мы понимаем, что посторониться нужно было только для того, чтобы не
испачкаться.
— Как сложилась его
новая жизнь за границей?
— Буквально сразу же у
него начались гастроли — он выступал в Америке, в Израиле и, кажется, в
Германии. Но, насколько я знаю, особого успеха у него не было. Дело в том, что
Савва на эстраде был хорош в течение 30, максимум 40 минут, но два отделения,
пусть даже и с кадрами из кинофильмов, потянуть не мог.
«САВВЕ ПОЧЕМУ-ТО КАЗАЛОСЬ, ЧТО НА ГРАНИЦЕ ЕГО АРЕСТУЮТ И ОТПРАВЯТ ПРЯМИКОМ В
СИБИРЬ»
— Вы писали ему тексты
для заграничной концертной программы?
— Ему писали многие — в том числе Михаил Жванецкий и Аркадий Хайт. Мы любили
его и старались помочь, чем могли. Не сложилась, как вы знаете, и его карьера в
Голливуде. Конечно, уезжая из Союза, он надеялся, что будет много сниматься. Но
когда выяснилось, что это не так, не сильно расстроился. Ему хватало тех
небольших ролей и выступлений перед зрителями, которые у него были.
|
Свою единственную
дочь Савелий Викторович назвал Басей — в честь матери |
— Жилищные условия на
новом месте у него были лучше, чем в Москве?
— В Лос-Анджелесе у
него была «однобедренная» квартира, как он ее называл, то есть с одной
спальней. Плюс кухня, прихожая и небольшая комнатка, которую можно назвать
кладовкой. Когда мы с Хайтом приезжали к нему в гости, Савва в ней спал.
— Крамаров был рад,
что расстался в Америке со своим знаменитым косоглазием?
— Ему неоднократно
предлагали это сделать, в том числе жена моего обожаемого партнера Лившица,
который к тому времени тоже переехал в Нью-Йорк. Она врач-окулист (мы когда-то
все вместе учились в Первом медицинском институте), и в Америке у нее была
частная практика. Когда Савва пришел к ней на прием, она сказала: «Давай я тебе
чуть-чуть мышцу подрежу, и глаз встанет на место». — «Ты что, — возмутился он
тогда, — это же мой хлеб?!». Но потом все-таки решился на операцию. Я видел его
уже после нее, но никаких изменений не заметил! По-моему, Савва каким был,
таким и остался.
— Правда, что Крамаров
хотел вернуться в Россию?
— Нет, это тоже
легенда. Он скучал по родине, но возвращаться не собирался.
— Но хотя бы приезжал?
— Только один раз — в
начале 90-х годов. Причем ехать боялся панически. Почему-то ему казалось, что
на границе его арестуют и отправят прямиком в Сибирь. Звонил мне, наверное, раз
10. Впоследствии выяснилось, что телефон Савва обрывал не только мне, но и всем
нашим общим друзьям. Потом, уже будучи в Москве, позвонил и попросил достать
ему пропуск в Музей-усадьбу Коломенское, где Юрий Лужков собирал деятелей
искусства. Я был уверен, что никакого пропуска ему не дадут, но отказать не мог
и позвонил в мэрию. К моему великому удивлению, у меня даже никто ничего не
спросил — просто сказали, где пропуск можно будет забрать.
Точно так же без звука
Савелия пропустили на само заседание. Правда, когда он вошел, все тут же забыли
о Лужкове и повернулись к нему. Едва торжественная часть кончилась, кинулись с
ним фотографироваться. А там были и Галина Волчек, и Олег Ефремов, и Олег
Табаков, и Иннокентий Смоктуновский — в общем, весь цвет театральной Москвы.
Савелия очень любили, потому что он никогда не строил из себя великого артиста.
— У Савелия
Викторовича была очень хорошая фигура — это наследственное или он над ней
работал?
— Чудес не бывает, за
своей физической формой надо следить — это я вам как врач говорю. Савва не
переедал, занимался спортом — не в пример некоторым нынешним актерам, которых в
молодом еще возрасте буквально разносит во все стороны. Савелий понимал, что и
для работы, и для личной жизни лучше быть подтянутым.
|
С четвертой супругой Натальей Сирадзе
Савелий Крамаров прожил всего полгода |
— Особая статья в
воспоминаниях о Крамарове — его отношения с женщинами.
— От актрис, даже
очень красивых, я слышал как раз противоположное мнение — они признавались, что
Савелий очень им нравился. А моя первая жена-манекенщица, причем из самых
известных, видя на пороге нашего дома Савву, буквально млела и разве что в
обморок не падала. Если же на улице мы проходили мимо афиши новой картины с его
участием, расплывалась в улыбке, и я уже не мог не повести ее на премьеру. Так
что особых проблем у него с женщинами не было, и жизнь монаха он точно не вел.
— Вы были знакомы с
его женами?
— Когда мы с ним тесно
общались, со второй женой Машей (до нее очень недолго была еще какая-то Люда)
Савва уже не жил, но и в разводе еще не был. Маша работала гримером на
киностудии, и мы с ней не встречались. На третьей, Марине, бывшей одесситке, он
женился в США, а я познакомился с ней уже после смерти Савелия в Москве, на
телевидении. Очень красивая, яркая, к тому же восточная женщина — такие умеют
сделать мужчину счастливым.
— Как говорится, с
этого места подробнее, пожалуйста!
— Пикантные
подробности из их жизни мне неизвестны. Мои наблюдения, скорее, из области
психологии: восточные женщины, как никакие другие, умеют, не теряя собственного
достоинства, поставить мужчину на пьедестал. Трудно представить себе, что такая
жена начнет кричать на мужа: «Вася, что ты разлегся с газетой на диване?! Лучше
бы мусор выбросил!».
— А с дочерью Савелия
Викторовича Басей вы встречались?
— К сожалению, нет. На
записи одной из телепрограмм, посвященных Крамарову, я слышал только ее голос:
она говорила по-английски, немного всплакнула и, как мне показалось, не очень
хотела распространяться на эту тему. Впрочем, когда отец умер, она была совсем
маленькой.
НИНА МАСЛОВА: «САВЕЛИЯ ВСЕГДА И ВЕЗДЕ ОКРУЖАЛИ ОЧЕНЬ КРАСИВЫЕ ДЕВУШКИ»
Нину Маслову мы помним
прежде всего как царицу в комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет
профессию». Но не менее колоритная роль — обаятельной тунеядки Коровянской —
досталась Масловой в картине Алексея Коренева «Большая перемена», где актриса
снималась в дуэте с Савелием Крамаровым.
— Нина Константиновна,
вы ведь снимались с Крамаровым в нескольких картинах — «Иван Васильевич меняет
профессию», «Афоня»...
|
«Не пить, не курить,
по фене не выражаться. Не воровать! Без меня...». Савелий Крамаров, Георгий
Вицин, Евгений Леонов, «Джентльмены удачи», 1971 год |
— Но непосредственно
на съемочной площадке столкнулись только в «Большой перемене». А дело было так.
После окончания института меня пригласили на пробы к режиссеру Алексею
Кореневу. Он дал мне прочитать сценарий и сказал: «Выбери, что бы ты хотела
сыграть». Я решила остановиться на подружке Гены Ляпишева Люське. Но Коренев
отсмотрел все пробы и вызвал меня снова: «Нина, у меня дыра в сюжете, мне очень
нужна смешная девочка, которая сидит за первой партой. Ну зачем тебе Люська?
Давай ты сыграешь эту Коровянскую, а в партнеры я тебе дам Савелия Крамарова.
Клянусь: ваша пара будет такой яркой, что зрители не забудут!». Я и
согласилась... Интересно, что хоть мы с Савелием до съемок и работали в одном
театре, я не была с ним знакома, да и вообще как актера его не воспринимала. Но
тут уж мы наверстали упущенное: достаточно легко сошлись, много импровизировали
на площадке. Так, знаменитый диалог: «Что ты мне глазки строишь?». — «А что мне
тебе, кооператив строить?» — придумали сами, его в сценарии не было.
— Правда, что Савелий
Викторович пользовался успехом у женщин?
— Все павильонные
сцены мы снимали в Москве, а натуру — в Ярославле и Сочи. Там каждый вечер мы
всей съемочной группой ходили ужинать в ресторан при гостинице. Вы бы видели,
какие красивые девушки сидели за столом у Савелия! Потом я узнала, что они
приехали к нему в Сочи из Ленинграда.
Мы с ним до самого его
отъезда за границу много общались, работали в одной концертной программе от
Театра-студии киноактера, месяц в году проводили в Крыму. И Савелия всегда и
везде окружали очень красивые девушки — из тех, кого сейчас назвали бы
моделями.
|
Нина Маслова: «Его обожали все: от бомжей
до членов правительства» |
— Но у него же, мягко
говоря, такая специфическая внешность!
— В одной из последних
передач Малахова, которую снимали в октябре прошлого года к 75-летию Савелия,
показывали массу его детских и юношеских фотографий. Я сидела буквально с
открытым ртом: у него было потрясающее, просто голливудское лицо! И я поняла,
что в силу своей молодости и амбициозности, видимо, чего-то в нем тогда не
разглядела. Было в Крамарове нечто такое, что нравится женщинам. К тому же он
всегда замечательно выглядел и элегантно одевался. Помню, на юге ходил с
шикарной сумкой Adidas (таких тогда ни у кого не было!) и теннисной ракеткой —
Крамаров хорошо играл в большой теннис. Вообще, он был умница, образованный,
рафинированный интеллигент — полный антипод своим персонажам.
— Вы случайно не были
в него влюблены?
— Ну, не то чтобы
влюблена... Но он мне действительно нравился. (Смеется). Если бы я не
улетала со съемок «Большой перемены» в Ярославле на собственную свадьбу, еще
неизвестно, чем бы у нас дело кончилось. Ну а потом мы с ним дружили домами.
Дело в том, что мой тогдашний муж был музыкантом и аккомпанировал Савелию в его
концертном номере-пантомиме. Савва часто бывал у нас дома.
— Чем вы его кормили —
говорят, он ел только кошерную пищу?
— Это явное
преувеличение. В частности, его сосед по дому на Мосфильмовской улице уверял,
что Савелий и покушать любил, и выпить мог, если был повод. Мы с ним объездили
с гастролями всю страну, чаще всего спектакли выпадали именно на субботу и
воскресенье, и он работал так же, как все.
— Что вас больше всего
удивляло в Крамарове?
— Только несколько лет
назад, уже после смерти Савелия, я узнала, сколько ему на самом деле было лет,
и поразилась. Была уверена, что он лет на 10 моложе. Савва очень следил за
собой — стройный, подтянутый, практически без морщин. Окруженный всенародной
любовью, он сумел сохранить себя и удержаться от соблазнов. А ведь его обожали
все: от бомжей и алкашей до членов правительства. Когда мы приезжали на
гастроли в очередной город, всех встречали автобусы, а за Савелием присылали
машину, которая везла его в горкомовскую гостиницу.
|
Могила Савелия
Крамарова на еврейском мемориальном кладбище «Холмы бессмертия» близ
Сан-Франциско |
До сих пор у меня
перед глазами стоит картина, которую я наблюдала в Баку во время одного из
всесоюзных кинофестивалей. Нас, делегацию «Мосфильма», пригласили в Академию
наук Азербайджана. По очереди на сцену выходили народные и заслуженные артисты,
и всех их очень сердечно встречали. А потом объявили: «Актер кино Савелий
Крамаров!» — и весь зал встал.
— И от такой
популярности он уехал?!
— Когда говорят о
Крамарове, чаще всего обсуждают именно этот вопрос: правильно ли он сделал, что
уехал? На мой взгляд, оставив страну, где все его обожали, и уехав туда, где
его никто не знал, он прожил вторую жизнь, ничем не похожую на прежнюю. Хотя
какая-то мистика во всем этом есть. Говорят, незадолго до того, как он заболел
и скоропостижно умер, Савелий подумывал о том, чтобы вернуться, и даже приезжал
сниматься в картине Георгия Данелии «Фортуна». А когда Крамаров вернулся в США,
ему наконец-то предложили большую работу, и он успел подписать контракт. Дом
построил, с женой были прекрасные отношения, дочь родилась. Казалось бы, жизнь
только-только начала налаживаться, но тут все оборвалось.
— В жизни комики, как
правило, грустные люди. Каким был Савелий Викторович?
— Пожалуй, я знаю
только одного действительно веселого комика — Владимира Винокура. А Савелий был
обаятельным, хорошим партнером, с ним легко работалось... Вообще, после
«Большой перемены» Савва постоянно в моей жизни присутствует. Иногда такая
депрессия накатывает, что идешь по улице или едешь в метро на эскалаторе и
кажется, что уже нет сил жить дальше. И вдруг подходит человек и говорит: «Я
вас так люблю, вы же с Крамаровым снимались!». И всегда, рассказывая о Савелии,
я говорю: «Желаю каждому человеку, чтобы у него в жизни была своя «Большая
перемена», которая помогала бы ему переступать через неприятности и идти
дальше».