И жизнь, и слезы, и
любовь...
Вдова Леонида Гайдая
актриса Нина ГРЕБЕШКОВА: «Леня умер у меня на руках
— вот только что мы с ним разговаривали, и через минуту его не стало. Я даже не
сразу поняла, что осталась одна»
|
|||||
29 ноября Нина
Павловна отмечает 80-летие
Нина Гребешкова из тех актрис, которые могут сделать ярким и
запоминающимся любой, даже самый маленький эпизод со своим участием. Разве
можно забыть ее Надю Горбункову из «Бриллиантовой
руки», Мусика из «Двенадцати стульев», Тетю Клаву из
«Спортлото-82» или врача «скорой помощи» из «Кавказской пленницы»?
Но все-таки главной в жизни актрисы стала чисто женская «карьера»: Гребешковой
удалось то, в чем везет немногим, — она нашла свою вторую половинку,
кинорежиссера Леонида Гайдая. И даже сейчас, спустя 17 лет после смерти мужа,
ей очень трудно разделить то, что долгие годы было единым целым: начиная
рассказывать о себе, она вспоминает о Гайдае, и наоборот.
Нина Павловна абсолютно искренне считает себя человеком, в жизни которого было
все, что нужно для счастья. А на традиционное юбилейное пожелание здоровья
замечает: «Фаина Раневская когда-то говорила: «Если вы проснулись утром и у вас
ничего не болит, значит, вы умерли». Так вот, я пока еще жива». Даже
рассказывая об очень грустных вещах, Гребешкова
заразительно смеется. У нее потрясающее чувство юмора, как и положено жене
главного советского кинокомедиографа.
Людмила ГРАБЕНКО
«Бульвар Гордона», ноябрь 2010г.
«ЛЕНЯ ВИДЕЛ МЕНЯ В РОЗОВОМ ЦВЕТЕ И ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ
СОХРАНИЛ НА ВСЮ ЖИЗНЬ»
— Нина Павловна,
наверное, в преддверии юбилея от журналистов приходится отбиваться?
— Звонят каждый день — и не только в связи с моим днем рождения, часто просят
рассказать о ком-нибудь. Вчера вот спрашивали о Наташе Крачковской,
позавчера — о Мише Кокшенове... Дело в том, что
практически никого из тех, кто снимался у Гайдая, уже нет в живых, а надо же,
чтобы кто-нибудь вспоминал, как все было. Вот я за всех и отдуваюсь. Но я о них
не так уж и много могу рассказать.
— А о себе?
— Вообще-то, я
придерживаюсь того же принципа, что и мой муж Леонид Гайдай. Он ведь всю свою
жизнь практически не давал интервью, только незадолго до смерти согласился
побеседовать с журналистом «Советского экрана». Всегда говорил: «Смотрите мои
картины, там все сказано». Да и меня, когда мы с ним выступали перед зрителями
на премьерах фильмов, наставлял: «Сейчас выйдешь, не
надо долго и нудно рассказывать, как снималась картина. Люди пришли смотреть
комедию, так пусть просто посмеются».
Леня не любил
традиционных актерских баек о том, кто и как упал на съемочной площадке. Мне
тоже кажется, что не стоит в этом копаться. Важно же не то, что и как снято,
важен результат. Какая разница, кто в «Кавказской пленнице» из-под одеяла чешет
Никулину ногу, главное, что трюк сработал и зрители смеются над ним до сих пор!
— Знаете, а мне всегда
было интересно, кто же чешет Никулину ногу?
— (Смеется).
Сам Гайдай! У него были очень длинные руки, и он, сидя за спиной у Вицина, легко доставал до пяток Никулина. А чтобы его не
было видно, на него набросили плед.
— Почему Леонид Иович почти все свои картины снимал в Алуште, когда
советские режиссеры, как правило, рвались в Ялту?
— Когда Лене было лет
30, он переболел туберкулезом. Болезнь залечили, но для его легких все равно
был полезен морской воздух, на юге он очень хорошо
себя чувствовал и старался работать там. Больше всего он любил Крым и Пицунду,
правда, в последней он не сделал ни одной картины, но ездил туда с
удовольствием.
|
«Я была простой девчонкой и на француженку
походила очень мало» |
«Бриллиантовую руку»
снимали в Адлере из-за тамошнего порта и скал, которые нужны были по сюжету. Но
так уж получилось, что в Алуште Леня снял одну из своих первых картин, потом
еще одну и так привык к этому городу, что не хотел уже искать ничего другого —
там он знал все и вся. Он был человеком привычки и со мной тоже прожил всю
жизнь, потому что привык. (Смеется).
— А как вы
познакомились?
— Во ВГИКе мы с
Гайдаем учились на одном курсе, и весь наш актерский состав был подопытными
кроликами для однокурсников-режиссеров. Помню, Леня пригласил меня в свою
студенческую постановку «Отца Горио», предложив сыграть госпожу де Нусинген. А я была простой девчонкой 18 лет от роду и на
француженку походила очень мало. Но Леня меня видел в розовом цвете и такое отношение сохранил на всю жизнь...
Позже опять-таки мы
все снимались в его курсовой работе, и на репетициях Гайдай почему-то все время
ставил мои сцены последними. Поскольку все остальные ребята
на нашем курсе были не москвичами, то после репетиции
они отправлялись в общежитие в Лосинки. А мне нужно
было ехать туда, где раньше стоял Дворец Советов, а сейчас — храм Христа
Спасителя, я жила в арбатских переулках...
Однажды «последние
сцены» мне надоели, и я сказала: «Лень, ну что ты мне так поздно назначаешь,
уже одиннадцатый час!». — «А ты что, боишься ехать?» — удивился он. «Ну, не то
чтобы боюсь, просто неприятно». — «А тебя разве никто не провожает?». — «Нет».
— «Ну тогда я буду тебя провожать». Так мы каждый
вечер начали ходить пешком от ВДНХ до Гоголевского бульвара.
|
|
|
Мама Юрия Никулина Мария Петровна, его жена Татьяна Николаевна, Юрий
Владимирович и Нина Гребешкова на Черноморском
побережье, 1968 год |
— Далековато...
— Зато во время этих
прогулок он успевал мне многое рассказать о себе — о детстве, о родителях, о
том, как в армии служил... И однажды говорит: «Ну что мы с тобой все ходим,
ходим? Давай поженимся!». — «Что ты, — говорю, — мы же всех насмешим — ты такой
длинный, а я такая маленькая». Он смутился: «Понимаешь, большую женщину мне не
поднять, а маленькую буду всю жизнь на руках носить».
Я и согласилась, хотя,
честно говоря, думала, это шутка. А он на следующее утро спрашивает: «Паспорт
принесла?». Только тут я поняла, что Леня настроен серьезно.
«ОЙ, НИНА, НИНА! — ВСПЛЕСНУЛА РУКАМИ МАМА. — НЕУЖЕЛИ НИКОГО ЛУЧШЕ НЕ НАШЛА? ОН
ЖЕ БОЛЬНОЙ!»
— Как ваша мама
отнеслась к тому, что вы решили выйти замуж?
— Поначалу без особого восторга. Мама очень хорошо знала всех моих
однокурсников, в том числе Леню. Поскольку все они, как я уже говорила, были не
москвичами, мама их подкармливала: готовила какой-нибудь лапшовый суп и
приглашала всех на обед. Кстати, Леня был единственным, кто к нам приходил, но
никогда не обедал — стеснялся. Хотя у него был больной
желудок и ему горячее было гораздо нужнее, чем другим.
|
Леонид Гайдай с Натальей Варлей, «Кавказская пленница», 1966 год. «Наташа была
совсем молоденькой, к тому же не профессиональной актрисой, а артисткой
цирка» |
Когда я сказала маме,
что выхожу замуж за Гайдая, она только руками всплеснула: «Ой, Нина, Нина!
Неужели никого лучше не нашла? Он же больной! Ты ведь ребенка захочешь, а от
осинки не родятся апельсинки!».
Правда, со временем
мама с Леней искренне полюбили друг друга. Мама играла с ним в карты, варила
ему, как язвеннику, овсяный кисель. Однажды он мне даже сказал: «Зря я тебя в
жены выбрал, ты меня все время ругаешь. Надо было на Екатерине Ивановне
жениться».
|
С Юрием Никулиным на
съемках «Кавказской пленницы» |
— Вы тогда понимали,
что это на всю жизнь?
— С одной стороны, я
так далеко не заглядывала, с другой — не представляла, что может быть иначе.
Выходя замуж, все мы верим, что это раз и навсегда. Он был замечательным
режиссером, прекрасным мужем и очень хорошим, чистым, светлым человеком. Но
жить с Гайдаем было нелегко. Он — человек неординарный, и нужно было любить и
уважать в нем именно то, что он не такой, как все, и даже страдать из-за этого.
Если Лене что-то не нравилось, он никогда не скандалил, а замыкался в себе. А
я, как любая женщина, в таких случаях просто места себе не находила: «Что
случилось, почему молчит?!».
— Из-за чего Леонид Иович мог молчать?
— Помню, однажды я при
нем и в его же интересах начала обсуждать одного нашего знакомого. Говорила:
«Это плохой человек, двуличный. Вот ты с ним дружишь, он при встрече бросается
тебе на шею, а я слышала, как он, не видя меня, нелестно отзывался о тебе,
называя твои шутки зубоскальством, а фильмы — однодневками».
|
Шурик (Александр Демьяненко)
в сумасшедшем доме, слева — в роли медсестры Нина Гребешкова |
Леня молча встал и ушел. Я пошла за ним: «Что случилось?», а он ответил: «Я не
хочу видеть тебя такой». Ему любой человек, который кого-то осуждает и
сплетничает, был неприятен, и для меня он исключения не делал.
Тогда я попыталась
зайти с другой стороны: «Но я же хочу сказать тебе что-то важное!». Но
поскольку он не хотел на эту тему разговаривать, я бросила в сердцах: «Так и
хочется устроить скандал!». Потом он из этого нашего разговора вынес эту фразу,
и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» ее сказала Наташа Селезнева.
— Ну
так скандал — главное оружие женщины!
— Да, иногда это
просто необходимо, чтобы достучаться, докричаться, чтобы тебя поняли... Но для
Гайдая существовала лишь работа. Дома он отсиживался в перерывах между
съемками, причем любил бывать один — закроется в своем кабинете и что-то там
читает, пишет. Жил же по-настоящему только на «Мосфильме».
|
С Вячеславом
Невинным в «Не может быть!», 1975 год |
Каждую свою картину он
доводил до совершенства, я, бывало, даже говорила ему: «Леня, лучшее — враг хорошего», но он все делал так, как считал нужным.
Например, Надя
Румянцева — порядочнейший человек — никогда и словом не обмолвилась о том, что
это она озвучивала Наташу Варлей в «Кавказской
пленнице», только в последнее время об этом стали писать в прессе. В отличие от
Аиды Ведищевой, которая, спев знаменитую «Песенку о
медведях», кричала об этом на каждом углу, да еще и возмущалась, что ее имени
нет в титрах.
— Почему Варлей не озвучивала себя сама?
— Наташа была совсем
молоденькой, к тому же не профессиональной актрисой, а артисткой цирка, а тут
все-таки главная роль. Поэтому Гайдай ей сказал: «Если мы хотим, чтобы роль
получилась безукоризненной, надо пригласить артистку с большим опытом. Обещаю,
если получится хуже, оставим вариант с твоим голосом».
«ЗНАЕШЬ, — ГРУСТНО СКАЗАЛ МНЕ САША ДЕМЬЯНЕНКО, — А Я ВЕДЬ ДО СИХ ПОР ШУРИК...»
— Говорят, за спиной
успешного мужчины всегда стоит сильная и мудрая
женщина. Как вы думаете, это о вас?
— Гайдай был настолько оригинален и самодостаточен,
что моя роль — и заслуга! — заключалась только в том, чтобы ему не мешать.
Подобная линия поведения не была мной продумана заранее: дескать, муж у меня
такой талантливый, что надо дать ему свободу. Я поняла это, прожив с Леней
какое-то время. Поэтому никогда не лезла в его работу, ничего ему не
советовала, не просила подобно другим женам-актрисам: «Сделай фильм для меня!».
|
Супруги Горбунковы,
«Бриллиантовая рука», 1968 год |
Леня каждый раз
уговаривал меня сыграть у него в эпизоде, мне казалось, что ему нужна актриса
комедийного плана, с элементами эксцентрики, такая, как Крачковская
или Селезнева. А я обыкновенная и, на мой взгляд, в его комедии никак не
вписывалась.
— Действительно
нетипичное поведение для жены-актрисы!
— Уходя из жизни,
Гайдай сказал: «Знаешь, Нинок, я очень перед тобой виноват». Я так и
напряглась: ну, думаю, сейчас он начнет рассказывать мне какие-то свои мужские
истории, а мне они совсем неинтересны. Но он говорил совсем о
другом: «Я ведь не сделал для тебя ни одной картины». — «Господи, — сказала я,
— у тебя сколько фильмов? 18. А у меня 60». Он помолчал
и говорит: «А ты обратила внимание, что ты у меня везде разная?». — «Слава
Богу, — рассмеялась я, — что я ни одной картиной тебе своей игрой не
испортила». Во всяком случае, я своими ролями довольна...
— Пожалуй, жена Горбункова — одна из самых ваших
запоминающихся киноработ.
— Вот уж никогда не
знаешь, какая роль больше всего запомнится. От жены Горбункова
я отказывалась наотрез. Прочитав сценарий, очень хотела сыграть управдомшу Плющ, которая досталась
Нонне Мордюковой, — решительную, с характером,
успевающую следить даже за тем, чтобы был порядок на газонах. Но Гайдай сказал:
«Ты не потянешь, тут нужна крупная женщина — настоящая бандерша.
Мне хочется, чтобы ты сыграла жену».
|
«Управдом — друг
человека» Плющ (Нонна Мордюкова) и жена Семен Семеныча
Горбункова Надежда Ивановна |
Но жена мне ужасно не
понравилась — какая-то бело-розовая пастила, зато Леня был уверен, что такой и
должна быть настоящая супруга. Я ее, конечно, «усилила» своими качествами
характера, поэтому в результате героиня стала уже не такой бесхребетной, как
была прописана в сценарии. Можно сказать, что в этом фильме я сыграла себя.
— Леонид Иович многих актеров открыл для кино, но и уже «открытые»
наверняка относились к своей работе с Гайдаем как к подарку судьбы...
— Даже те, кого
зрители уже знали, в картинах Гайдая засияли небывалым доселе светом. Например,
Андрюша Миронов и до Лени много снимался, пел, танцевал, но к нему относились
не как к блестящему актеру, а, скорее, как к сыну знаменитых родителей — Марии
Мироновой и Александра Менакера. А по-настоящему
полюбили только после роли Геши Козодоева,
там он просто расцвел.
В прессе тогда даже
писали, что судьба протянула Миронову бриллиантовую руку. То же самое можно
сказать и о Юрии Никулине. Но не все актеры это ценили, некоторые тяготились
славой, которую принесли им фильмы Гайдая.
Помню, уже после
смерти Лени на каком-то приеме в Кремле встретила Сашу Демьяненко.
«Знаешь, — грустно сказал он мне, — а я ведь до сих пор Шурик! А так хочется
сыграть что-то другое...». — «Саша, — сказала я ему тогда, — у актера Бориса
Бабочкина, который сыграл Чапаева, было еще много ролей и в театре, и в кино,
но он так и остался Чапаевым. Может, это не так уж и плохо?».
— А почему после
«Кавказской пленницы» ваш муж больше не снимал знаменитую троицу Вицин — Никулин — Моргунов?
— Когда я у него об
этом спросила, он сказал: «Мне это уже неинтересно». Он и в «Кавказской
пленнице» уже не хотел их снимать, но его уговорили авторы сценария Костюковский и Слободской: «Это же золотая жила!». Вицин и Никулин снимались у него в других ролях, а из тех
персонажей Леня, по его словам, выжал все, что мог, и больше возвращаться к ним
не хотел.
«НА ШЕСТЬ ТЫСЯЧ МЫ ЖИЛИ ДВА, А ТО И ТРИ ГОДА, НО ЛЕНЕ ВСЕ РАВНО НЕУДОБНО БЫЛО
ПЕРЕД ДРУГИМИ РЕЖИССЕРАМИ»
— Гайдай не
пользовался особым расположением кинематографического начальства и
коллег-режиссеров — в 70-е годы даже был в ходу уничижительный термин «гайдаевщина», означавший малохудожественное кино...
— У него и наград было мало. Но Леня в связи с этим очень любил повторять
цитату из Грибоедова: «Чины людьми даются, а люди
могут обмануться». Если он заполнял документы на очередное звание (в конце концов,
ему все-таки дали народного СССР), на вопрос, что за анкеты он заполняет,
отвечал: «Цацку какую-нибудь дадут».
|
Мусик, «12 стульев», 1971
год |
Обижался, когда,
представляя его, люди вспоминали какие-то его звания и регалии — народный
артист, лауреат Государственной премии. Говорил: «Скажите просто —
режиссер-постановщик Леонид Гайдай». Он вообще считал, что словосочетание
«комедия Гайдая» говорит само за себя и этого достаточно для любой рекламы.
Ведь его фильмы становились лидерами проката, собирая по 80 миллионов зрителей.
— Нынешним картинам
такой прокат и не снился. Леонид Иович был
обеспеченным человеком?
— Труд режиссеров в то
время оплачивался согласно категориям. Фильмам Гайдая неизменно присваивалась
первая — высшая — категория, а это значит, что он получал шесть тысяч рублей за
картину. Казалось бы, большие деньги. Но после съемок полгода ему платили
зарплату в размере 75 процентов от ставки в 300 рублей, а затем и вовсе снимали
«с довольствия».
На эти шесть тысяч мы
жили два, а то и три года, пока он не приступал к новым съемкам. Так что особых
благ не было, хотя мы и не бедствовали, особенно по сравнению с режиссерами,
которые не снимали по пять-шесть лет.
Леня все время работал
— его заставляли даже тогда, когда он хотел отдохнуть.
Помню, он жаловался,
что ему неудобно перед другими режиссерами: «Как мне им в глаза смотреть?». —
«К тебе относятся, как к дойной корове! Ты же зарабатываешь для государства
колоссальные деньги!» — возмущалась я. Но надо сказать, что работать по
принуждению у него получалось плохо. Если он снимал то, что было ему
неинтересно, как вышло с фильмом «Опасно для жизни!», то это творение ни у кого
восторгов не вызвало.
— Какие слабости были
у Леонида Иовича?
— Он обожал водить
машину, хотя особых способностей к этому делу не имел — Леня абсолютно ничего
не понимал в технике. Бывало, едем на нашу дачу на шести сотках, которую мы
называли фазендой. Я собираю сумки, а он хватает ключи и бежит на улицу: «Пойду прогрею машину». Слышу, держит ключ до упора: «Р-р-р!». Кричу ему в форточку: «Леня, отпусти ключ, ты
сожжешь зажигание!». Так он его три раза сжигал.
|
Леонид Гайдай и
легендарная троица: Трус (Георгий Вицин),
Балбес (Юрий Никулин) и Бывалый (Евгений Моргунов), «Операция «Ы» и другие
приключения Шурика», 1965 год |
— А вы хорошо
подкованы в автомобильных тонкостях!
— В отличие от мужа я
вообще человек, способный к технике. Сама все детали в наших «жигулях» перебирала, меняла их — следила, чтобы машина была
в полном порядке. Когда приезжала проходить техосмотр, мастера только диву
давались: женщина за рулем, а машина в прекрасном состоянии. Правда, были и курьезы.
Однажды приехали с
Леней на диагностику. Машину долго трясли, проверяли и сказали, что все
нормально. Но стоило мне отъехать от СТО метров на 100, как отвалилась... выхлопная труба. Машина
как «заорет»! «Что это?!» — испугался Гайдай. «Да, — говорю, — выхлопная труба
проржавела». Вылезла я из «жигулей», подстелила
одеяльце, залезла под автомобиль и привязала трубу, чтобы та не билась об
асфальт. Леня тогда смотрел на меня, как на Бога...
— Неужели Гайдай ездил
на «жигулях»?
— Сначала на второй
модели, но потом мне ее разбили. Поскольку я уже привыкла ездить, а тут как раз
на «Мосфильм» новую партию прислали, стала мужа уговаривать: «Лень, сходи попроси машину». Но он отказывался наотрез: «Неудобно,
мне же уже дали одну». — «Скажи, — говорю, — что у тебя жена водить не умеет,
разбила». Он возмутился: «Ты меня еще и врать заставляешь!», но пошел.
|
«Я всегда помнила и помню о том, что
мне в жизни повезло: у меня был самый лучший на свете муж, от которого
прекрасная дочь, да и работой я не обижена» |
Директор киностудии Сизов его спрашивает: «Вы какую машину хотите?». —
«Жигули», — отвечает скромный Гайдай. «Неудобно, такой человек и на «жигулях». Или тебе денег жалко?». — «Не жалко. Но у меня
жена маленького роста, у нее ноги до педалей не достанут». — «Значит, сам
будешь водить». В общем, взяли мы «волгу», это было после того, как Леня снял
«Двенадцать стульев». А потом, на мое счастье, Театру киноактера тоже выделили
машины, и я купила себе «жигули». На них возила его
на работу, а на фазенду мы ездили на его «волге».
— А каким Леонид Иович был отцом?
— Разным. Когда
Оксанка была маленькой, я просто задыхалась от нежности и восторга. Она спит, а
я насмотреться не могу, то тут укрою, то там одеяло подоткну. Зову мужа: «Лень,
посмотри, какая хорошенькая!». Он только плечами пожимает: «Ребенок как
ребенок. Нормально спит». А когда дочь подросла, он с удовольствием с ней везде
ходил, особенно на проходившие в Москве фестивали. Дело в том, что Оксана очень
хорошо знала английский, и с ее помощью муж мог общаться с иностранными
гостями.
Помню, приходит и с
порога рассказывает: «Слушай, оказывается, она так хорошо говорит
по-английски!». Но я тут же ему напомнила, что когда нужно было устроить дочку
в английскую школу, он палец о палец не ударил.
— Чем дочь сейчас
занимается?
— Оксана — экономист,
и весьма неплохой, на работе ее ценят, иначе начальником бы не назначили. У нее
были актерские способности, Леня ее даже спрашивал: «Чего ты в артистки не
пойдешь?». — «Не хочу, — отрезала она, — как мама, сидеть у телефона и ждать,
когда меня позовут». Она считает актерскую профессию зависимой и, как ее отец,
не хочет ни от кого зависеть, не терпит диктата.
«ПЫРЬЕВ ЕСЛИ ЛЮБИЛ, ТО ПО-НАСТОЯЩЕМУ, ЕСЛИ НЕНАВИДЕЛ, ТО ОТ ВСЕЙ ДУШИ»
— Вам приходилось
сталкиваться с режиссерами-диктаторами?
— Такое мнение бытует о Пырьеве, у которого я снималась в картине «Испытание
верности», но меня эти стороны его характера не коснулись. Более того, я
Пырьева очень люблю. Это был человек необузданных страстей, не сдерживающий
себя ни в чем: если любил, то по-настоящему, если ненавидел, то от всей души.
Мог наорать, унизить. Я боялась идти к нему на пробы! Дело в том, что меня
предупредили: «Ты только не волнуйся, но он может, например, сказать: «Кого это
вы мне привели?».
|
С дочерью Оксаной.
«Леня ее как-то спросил: «Чего ты в артистки не пойдешь?». — «Не хочу, —
отрезала она, — как мама, сидеть у телефона и ждать, когда меня позовут» |
Я долго думала, что
делать, если Пырьев начнет на меня кричать. И решила, что гордо скажу ему:
«Знаете, Иван Александрович, даже папа никогда не позволяет себе повышать на
меня голос!», после чего развернусь и уйду. Но увидев меня, он разулыбался: «Ой, какая замечательная деточка! Ну что, будем
сниматься?».
— В процессе съемок
все было так же благостно?
— Он мог возбудиться
до патологии, орать и возмущаться, но человек был потрясающий. Помню, моему
партнеру Олегу Голубицкому пошили новые брюки, которые ужасно не понравились
Ивану Александровичу. «Почему у него штаны колом стоят?» — поинтересовался он.
Костюмер начала лепетать, что там, дескать, подкладка. «А ну-ка снимай штаны!»
— велел актеру Пырьев и на глазах у всей съемочной
группы оторвал подкладку: «Что он в них по улице ходить будет? В кадр войдет и
сразу выйдет».
— «Испытание верности»
— последний фильм Марины Ладыниной, больше она в кино не снималась.
— А вот Марина
Алексеевна показалась мне равнодушной: она приезжала, отыгрывала свой эпизод и
уезжала. Теперь я понимаю, что, наверное, это объяснялось охлаждением их
отношений с Пырьевым. Ни в какое общение с
коллегами-актерами не вступала, поэтому я с ней почти не общалась. Но когда
спустя много лет умер Леня, Ладынина позвонила и выразила мне соболезнование,
за что я ей очень благодарна.
— Леонид Иович умер скоропостижно?
— Это случилось в
ноябре 1993 года, оторвался тромб и закупорил легочную артерию. Все произошло
мгновенно: вот только сейчас мы с ним разговаривали, а через минуту его не
стало. Леня умер у меня на руках, а я даже не сразу
поняла, что теперь осталась одна... А ведь мы прожили вместе ровно 40 лет.
Понимаете, он был таким хорошим человеком, что его просто нельзя было не
любить. Хотя «любовь» в данном случае слово затертое и какое-то ничего не
отражающее.
|
Леонид Иович
с внучкой Оленькой |
Любить можно многое —
например, борщ, кофе, собак... Я поначалу даже не подозревала, насколько
сильные чувства к Лене испытываю. Мне хотелось сделать все для того, чтобы
облегчить ему жизнь, чтобы он мог сделать то, что задумал. Я без него просто
задыхалась! Бывало, его долго нет с работы, так я уже места себе не нахожу: где
он, не случилось ли чего? Говорят, кто-то любит, а кто-то позволяет себя любить.
Теперь я знаю, что самой испытывать такие чувства в жизни гораздо важнее, чем
быть их объектом.
Но все это я поняла
позже, а тогда нужно было идти, договариваться обо всем, начиная с места на
кладбище и заканчивая похоронами. У меня не было на это сил, да и не хотела я
никого ни о чем просить — Гайдай этого не одобрил бы. Все вопросы решал
директор нашей съемочной группы. Леню похоронили на
Кунцевском кладбище, оно непафосное, хоть и является
филиалом Новодевичьего.
|
«Леня все время
работал — его заставляли даже тогда, когда он хотел отдохнуть» |
— Что помогло вам
выжить в самое трудное время — когда мужа не стало?
— Мое умение
радоваться жизни. Хотя поначалу пришлось нелегко. То время, если помните,
вообще было страшным — у людей в одночасье пропали все сбережения, в магазинах
пустые полки. А тут у нас еще и фазенда сгорела — правду говорят, что беда не
приходит одна.
Поскольку дача была
застрахована, я пошла в страховую компанию. Они все подсчитали и выдали мне
пять миллионов. «Вы же знаете, — говорю, — как сейчас деньги обесценились. Что
я смогу построить на пять миллионов — какой-то сарайчик?». Они переглянулись и
говорят: «Вы знаете, пять миллионов стоит одна дверь».
Да много чего пришлось
за эти годы пережить. Я всегда помнила и помню о том, что мне в жизни повезло:
у меня был замечательный, самый лучший на свете муж, от которого у меня
прекрасная дочь. Да и работой я не обижена.
Когда умер Гайдай, у
меня было 60 картин, а сегодня уже 85. И это опять-таки благодаря Лене: люди,
которые любят и уважают моего мужа, приглашают меня сниматься. Мне иногда
кажется, что он сверху за мной следит и кому надо внушает: «Ну
возьмите Ниночку! Раз уже я ей ролей не давал, так хоть и вы без работы не держите...».
— Он вам снится?
— Никогда! Может быть,
потому, что для меня Леня по-прежнему живой? Я постоянно ощущаю его присутствие
рядом. А первое время после его смерти вообще ясно слышала, как он вечером идет
по коридору, открывает дверь в спальню и спрашивает: «Спишь?». — «Нет». —
«Пойдем пить чай, я чайник поставил».