Станислав ГОВОРУХИН: "На фоне Ельцина Путин ну просто Роберт де Ниро.
Он не опозорит нас перед всем миром, не станет на глазах у изумленного Запада
дирижировать военным оркестром, не будет лежать в блевотине, когда у трапа
топчется ирландский премьер-министр, и не позволит себе пописать на колесо
самолета. Ельцин - мерзавец, ему нет прощения, он должен гореть в аду за
погубленные жизни и за разрушенную страну"
|
|||||
Самым счастливым днем в своей жизни Станислав Говорухин считает 26 июля
1969 года, когда вертолет, на котором он летел, врезался в гору. Чудом уцелели
лишь несколько человек, и среди них Станислав Сергеевич. "Господь
прикоснулся к нам рукой", - сказал тогда еще начинающий режиссер Одесской
киностудии - похоже, у Всевышнего на него были особые виды.
Сегодня, если оглянуться назад, кажется, что мэтр прожил не две, а 22 жизни, но
в каждой своей ипостаси он был бунтарем, трибуном и, конечно же, личностью...
Потомственный донской казак, только после ХХ съезда КПСС Говорухин узнал, что
его отец был в 36-м репрессирован... Геолог по первой профессии, он был уволен
с беспрецедентной формулировкой "за отказ от работы"... Автор
нашумевшего фильма "Так жить нельзя", который не только обеспечил
невероятные кассовые сборы, но и изменил политический климат в России, в 91-м
он решительно отказался от поста министра культуры... Он возглавил первую
парламентскую комиссию по Чечне, но обсуждение этой взрывоопасной темы в
Госдуме России провели без него...
Этот человек своеволен и непредсказуем, однако ему удавалось практически все,
за что он ни брался. Именно в его фильме сыграл свою лучшую роль Высоцкий (они
подружились на съемках в Кабардино-Балкарии после драки, в которой актер помог
режиссеру отбиться от хулиганов), именно после его поездки к Солженицыну в
американский Вермонт Александр Исаевич засобирался в Россию.
Говорухин снимался и снимал, писал книги и картины, выполнял трюки без дублера
и изъяснялся по-французски и по-немецки. Поражение он потерпел единственный раз
- когда не прошел в президенты России в 2000-м.
Он не сожалеет о том, что, по собственному признанию, не забил в своем доме ни
одного гвоздя, что рвал сердце и жилы ради других... Однажды он признался:
"Я отношусь к себе как к очень плохому, страшному, неприятному,
надоедливому человеку, я себя ненавижу, хотя, конечно, и люблю. Подойдя утром к
зеркалу, смотрю на себя и думаю: "Господи, ну что за рожа! Что ж я так
мало для народа-то сделал?".
Дмитрий ГОРДОН
"Бульвар" 29 марта 2010г.
"СОЛОВЬЕВ ГОВОРИЛ МНЕ: "ТЫ АРТИСТ, И ТВОЕ МЕСТО В БУФЕТЕ"
— Сколько вас знаю, Станислав Сергеевич, у вас всегда мрачное, иногда даже
скорбное выражение лица. Это соответствует характеру или в душе вы куда
веселее?
— Хм, а вы когда-нибудь видели по-настоящему веселого человека (не того, кто
без конца ржет, а того, кто умеет смешить людей) без мрачной физиономии?
— Пожалуй, нет...
— Такова природа юмора вообще. Вспомните комиков Бастера Китона, Чарли Чаплина
или, скажем, Юрия Никулина. Даже Миша Жванецкий в компаниях, если рядом
красивых девушек нет, субъект ужасно скучный. Просто смеяться и дурак может — в
конце концов, что мешает приклеить себе улыбку навсегда, как это зачастую
делают политические деятели? Особенно в этом усердствуют американцы — того же
Клинтона трудно представить без жизнерадостной маски, независимо от того,
нравится ему происходящее или нет. Словом, нельзя ставить знак равенства между
умением демонстрировать все 32 зуба и даром веселить людей. Приходите на мой
творческий вечер, и вы увидите, что происходит в зале.
— Там и повеселимся?
— Сами судите: если я буду сиять дежурной улыбкой, а зрители будут сидеть с
мрачными физиономиями — это никуда не годится, но совершенно другое дело, если
я выйду мрачный, а публика будет цвести от радости. Веселый человек — это тот,
кто умеет развеселить собеседников.
— Вы — вне всякого сомнения, замечательный кинорежиссер — однажды и навсегда
потрясли меня своей ролью в фильме "Асса". Вот интересно, мафиози
Крымова вы сыграли за счет глубокого погружения в материал? Вы хорошо знали,
какие они, криминальные авторитеты (хотя, если честно, ваш персонаж как-то не
очень на настоящих авторитетов похож)?
|
— Конечно же, не похож. Однажды после того, как фильм с успехом прошел на
экранах, — он же стал манифестом целого поколения! — ко мне подошел невысокий
такой, точнее, совсем маленький, плюгавенький человечек и сказал: "А ведь
это вы меня сыграли". Мы познакомились. Действительно, этот Фима сидел лет
20 как раз по делу о магазине "Океан", которое, в общем-то, и было
взято за основу. Но ни в коем случае нельзя сказать, что я сыграл Фиму...
Я, кстати, с режиссером Соловьевым по этому поводу иногда спорил. "Сережа,
— говорил ему, — мне кажется, что, героизируя, романтизируя преступника, мы
оказываем обществу медвежью услугу. Ты заставляешь меня играть самого себя, но
я же совсем другой человек". На это он неизменно мне отвечал: "Ты
артист, и твое место в буфете", и мы отправлялись в буфет (смеется).
Все мои попытки влезать в режиссуру сразу же пресекались, и это правильно!
— Вы говорите о героизации криминального мира — интересно в связи с этим
знать ваше мнение о нашумевшем сериале "Бригада". Чертовски хорошо
снят, замечательно играют артисты, но... Меня, например, не покидает ощущение,
что такими фильмами можно запросто загубить целое поколение. Вы с этим
согласны?
— Господи, ну конечно! Если дети играют в Сашу Белого, значит, фильм вредный,
хотя и впрямь потрясающе сделан. Года три или четыре назад, когда он только
вышел, мне дали его полностью на кассетах, и на Новый год, 1-го и 2-го января,
я одним махом одолел все 15 серий.
— Не могли оторваться?
— Даже, я бы сказал, не хватило — так ловко он скроен! Думал: "Ох, черт! Я
бы еще посмотрел"... С другой стороны... В общем, вы сами все понимаете:
фильм вредный.
— А "Жмурки"?
— А "Бумер"? Хорошая картина? На разных фестивалях она получала
какие-то призы, но это же страшно! Вот я бываю в пионерлагерях
"Орленок", "Артек", и когда туда приезжает кто-нибудь из
артистов, сыгравших в "Бумере", их как героев встречают. Эти
персонажи стали идолами совсем маленьких еще ребятишек — вот что ужасно!
Художник обязан чувствовать ответственность перед обществом, перед молодым
поколением. Тут никакой редактор не поможет: если в тебе есть
гражданственность, совесть, ты никогда этого не допустишь, а ежели нет — ну что
тут сказать...
"ПРЕДЧУВСТВИЕ БЛИЗКОГО КОНЦА НИКОГДА ВЫСОЦКОГО НЕ ПОКИДАЛО"
— Cнимая "Место встречи изменить нельзя", как режиссер и просто
как человек творческий, вы понимали, что этой ленте суждено стать культовой?
Или даже мысли такой не было?
— Вообще-то, я не сомневался, что кино будет очень интересное и люди не
оторвутся от телевизоров, но, конечно, не предполагал, что картина будет так
долго жить и что огромное количество зрителей (я столько встречал их в жизни!)
будет знать ее наизусть.
— Для вас это стало откровением?
— Да! Сам-то почти ничего не помню и не устаю этому удивляться... Ну, скажем,
вчера Паша Чухрай — режиссер Пал Григорьевич Чухрай — рассказывал, как ему
нравится этот фильм: он его дословно цитирует. Правда, ему далеко до его сестры
Лены Чухрай — такого уникума я еще не встречал. Когда ее мужа, продюсера Игоря
Толстунова, спросил, что происходит, он мне сказал: "Станислав Сергеевич,
она все время "Место встречи" смотрит — задолбала им нас. Мы уже не
можем это название слышать".
— Поставьте себя на место зрителя: в чем притягательная сила этой картины?
— Вот черт его знает! Наверное, просто много моментов удачно совпало.
— Это правда, кстати, что Конкина на роль Шарапова вам навязали?
— Нет, это мой собственный выбор — увы, достаточно ошибочный. Впрочем, когда я
пытаюсь высказать свои соображения зрителям, они дружно на меня обрушиваются,
как на врага. "Вы что? — говорят. — Как же так?"... И все равно я
считаю, что промахнулся.
— Кого же вы видели вместо Конкина?
— (Вздыхает). Одно время — Колю Губенко, но против его кандидатуры
возражал Высоцкий. Он так и сказал: "Мы мажем одной краской". Теперь
я думаю, что лучше всего сыграл бы Леня Филатов покойный, но хорошая мысля
приходит опосля.
— В середине 60-х годов Высоцкий снимался в одной из первых ваших картин
"Вертикаль", пел там свои песни. Вы же дружили...
— (Кивает).
— Роль Жеглова была специально для него написана?
— Нет. Начнем с того, что существовал прекрасный роман братьев Вайнеров
"Эра милосердия", и когда речь зашла о его экранизации, всем нам
пришло в голову, — одновременно! — что было бы здорово, если бы Жеглова сыграл
Высоцкий.
— Он был готов к этой роли, хотел ее играть?
— Хотел, но... Съемки мы начали в Одессе 10 мая 1978 года — сценой в бильярдной,
где Жеглов раскатывает Копченого в "американку". Это был день
рождения Марины Влади — ей с Володей мы сняли у моих друзей дачку, и когда
приехали туда, эта пара за руку отвела меня в маленькую комнату, прикрыв за
собой дверь... Марина плакала, а Володя чуть ли не на коленях стоял, умоляя его
отпустить. Аргумент был один: он не может тратить на эти съемки год, потому что
жить ему осталось мало...
|
Предчувствие скорой смерти, близкого конца никогда Володю не покидало — это
легко можно проследить по строчкам его многочисленных стихов. Как раз наступил
период, когда он мог путешествовать, и Володя не раз говорил, что ему хочется и
в Америке с концертами побывать, и на Таити, и там, и сям... Увы, при всем
желании я не мог ему пойти навстречу — производственные условия не позволяли.
Это же не сегодняшний день... Тогда было как? Деньги затрачены, съемочный
период начался — отступать поздно.
— Как же вы его убедили?
— А никак. "Володя, — сказал, — это невозможно", — ну или что-то в
этом роде. На самом деле, мы создали ему щадящий режим, и он успел посетить и
Америку, и Таити... Многие съемки вообще велись без него. Скажем, преследование
Фокса — погоню двух автомобилей — мы снимали чуть ли не месяц, так вот,
Высоцкого в "Фердинанде" ни разу за это время не было. Потом, когда
он приехал, мы за два часа сняли его крупные планы, где Жеглов выбивает окно,
высовывается из него, стреляет, несколько реплик бросает водителю...
— Многие современники Высоцкого, которые с ним дружили или, во всяком
случае, очень плотно общались, признавались мне, что даже не подозревали, какая
посмертная слава на него обрушится. Вы тоже?
— По-моему, только плохие современники, не читавшие его стихов, не понимали,
какой это большой поэт. Вспомните его похороны — сколько народу пришло
попрощаться! Такие толпы были на улицах, только когда хоронили Сталина. (Хорошо
еще, что никого не раздавили).
Посмертная слава Высоцкого никак не превышает прижизненной, а эта
Государственная премия, присужденная уже мертвому, остальные почести — все это
ему уже до фонаря. И почитателям его тоже до лампочки. Как раз прижизненной
славой Высоцкий обладал огромной, а сейчас, к сожалению, она усохла,
скукожилась... Жаль, молодое поколение его не знает.
— Вот парадокс, правда?
— И вовсе не парадокс, а естественный ход событий. Высоцкий — глубокий,
серьезный поэт, поэтому нынешние недоросли и не должны его знать, как не знают
Пушкина, Лермонтова, Блока... Куда им! Они сегодня запоминают только простые,
какие-то совершенно идиотские словосочетания, речевки...
— Как вы думаете, если бы сейчас Владимир Семенович был жив, он вписался бы
в это время, занял бы ту же нишу, что и раньше?
— Не думаю... Почему? Да потому, что на глазах происходит дебилизация
населения, и Высоцкий для них был бы уже сложен. Сегодня подрастающему
поколению нужно что-то попроще.
"КАКАЯ ДЕМОКРАТИЯ? У НАС И БЛИЗКО ЕЕ НЕТ"
— Когда перестройка уже захлебывалась, вы сняли две замечательные
документальные картины: "Так жить нельзя" и "Россия, которую мы
потеряли". Насколько я знаю, вы проводили закрытые показы для Верховного
Совета СССР, демонстрировали эти ленты Политбюро и даже самому Горбачеву, а
сняли их, как я понимаю, потому, что кричала душа и надо было выплеснуть
эмоции, переживания... Как считаете, помогли эти фильмы стране, Горбачеву?
— Думаю, не помогли, а возможно, напротив — сыграли отрицательную роль. Все мы
тогда жаждали перемен и видели в мечтах обновленную, демократическую Россию со
справедливым устройством... Хотели построить страну, свободную, выражаясь
словами Столыпина, от нищеты и бесправия, а получили криминальное государство.
Поэтому, судя по результату, эти фильмы ничего не дали.
— Как большой художник вы, думаю, наверняка задумывались над тем, почему
российский народ никак не может обрести долгожданную демократию и свободу. В
чем причина? Может, дают о себе знать гены рабства?
— Виновата скорее наша склонность к радикальным мерам. Поймите же: никакими
революциями — ни оранжевыми, ни социальными — свободы достичь невозможно,
поскольку революцию, как известно, задумывают романтики, осуществляют фанатики,
а плодами ее всегда пользуются негодяи...
— И это закономерно?
— Абсолютно! Вот вам пример России. Революция, которая началась в 85-м году с
приходом Горбачева и которой я буду по гроб благодарен, задумывалась прекрасно,
но поскольку изменения происходили революционным путем, а не медленно, поэтапно
cлучилось то, что cлучилось. У нас же промышленность превращена в руины,
сельское хозяйство с колхозами разгромлены до основания, армия стала
небоеспособна... Ну а теперь смотрите: на востоке, в Китае, обошлись без жертв,
ничего не разрушали. Есть поучительный пример и на западе. Ныне наши
либеральные средства массовой информации соревнуются в том, кто больше грехов
свалит на батьку Лукашенко, а в Белоруссии между тем сегодня происходит чудо...
— Ну какое же чудо? Советский Союз периода расцвета застоя...
— Экономическое чудо! Там, уверяю вас, все сохранено и приумножено. Конечно,
успели до батьки набедокурить, но вот колхозы, например, сохранились — значит,
деревня не спилась и не вымерла, — крестьяне получают огромные урожаи.
Промышленность работает, преступности никакой, беспризорных не наблюдается,
разница между богатыми и бедными минимальная.
— Богатых, видимо, вообще нет...
— Есть, но их доходы не в тысячи раз больше, чем у остальных. Средняя зарплата
в Белоруссии уже 250 долларов — вот вам экономическое чудо, а у нас только
разрушать умеют.
— И все-таки, Станислав Сергеевич: что, на ваш взгляд, мешает русскому
народу хорошо жить при демократии?
— Какая демократия? (Возмущенно). У нас и близко ее нет. Кстати, если вы
понимаете под этим словом то ублюдочное устройство жизни, которое к нам и к вам
завезли с Запада, то это вообще не демократия.
— Ну хорошо, а вам не было стыдно, когда к власти в России пришел Ельцин?
— Еще как было — чувство мучительного стыда за свою родину не покидало меня ни
на минуту. Почему я сегодня в какой-то степени поддерживаю Путина? Да потому,
что на фоне Ельцина он просто ну... Роберт де Ниро. Я знаю, что нынешний
президент хотя бы не опозорит нас перед всем миром, не станет на глазах у
изумленного Запада дирижировать военным оркестром, не будет лежать, как Ельцин,
в блевотине, когда у трапа топчется ирландский премьер-министр. Путин не
позволит себе, выйдя из самолета, обойти его и пописать на колесо, как это
сделал Ельцин, которого — еще в бытность председателем Верховного Совета России
— встречали американские друзья.
— Ну-у, пописать на колесо — это святое!
— В предновогодний день, когда особенно много народу погибло в Чечне, нынешний
президент не надрался бы до бесчувствия и его бы не стаскивали с трапа самолета
в Казахстане пьяного в дупель.
— И все же, каков красавец — ну настоящий русский медведь!
— (Возмущенно). Красавец??? Да он просто мерзавец! Мерзавец!!! Этому
человеку нет прощения, он должен гореть в аду за погубленные им жизни и за
разрушенную страну — за все, что натворил.
— Как же могла Россия, огромная, великая страна с таким колоссальным
прошлым, столько лет терпеть этого человека у власти?
— Но она же и предыдущих терпела... Всех без исключения: немощного Черненко, а
до него дряхлого Брежнева — этого анекдотического вождя, над которым все так
потешались.
— Но смеялись по-доброму...
— Ничего подобного. Это сегодня смеемся по-доброму, потому что увидели
правителей куда хуже, чем Брежнев, а тогда как отвратителен он был людям,
которые понимали, что творится в стране!
— Возможна, на ваш взгляд, подобная ситуация в развитых демократиях: в
Англии, во Франции? Можно представить, чтобы такие ничтожные, судя по всему,
люди руководили там огромными государствами?
— Нет! (Категорически). Нет! Подлец, причем гораздо больший, чем Брежнев
или Черненко, возможен, а ничтожество, нуль — никогда! Взять Гитлера — он же не
ничтожество! Это высокого полета мерзавец, гений злодейства... У них такой
вариант исключен — это реально только у нас. И у вас...
— Тем не менее, Станислав Сергеевич, вы не ответили на мой вопрос. Я
спрашиваю у вас как у одного из духовных лидеров, поводырей общества: почему в
России ничтожества так легко приходят к власти и так долго наверху
удерживаются?
— Не знаю (разводит руками) - для меня самого это загадка. Честно
признаюсь: есть вопросы, на которые я не могу ответить...
— Для вас это горько?
— Конечно! Нет ничего ужаснее, чем стыд за свою родину, а меня, повторяю еще
раз, это чувство не покидает. Конечно, оно не такое сокрушительное, как при
Ельцине, но все равно... Мне бесконечно больно, что у нас такая коррупция,
повальное воровство, бандитские нравы, пьянство... Все это наш позор!
"НЫНЕШНЕЕ РОССИЙСКОЕ КИНО ГОРАЗДО БЕЗНРАВСТВЕННЕЕ И ВРЕДНЕЕ, ЧЕМ
АМЕРИКАНСКОЕ"
— Многие творческие люди держатся от политики подальше, предпочитая
заниматься своим непосредственным делом. Вы же рискнули связать с ней свою
жизнь/ Самое удивительное, что, став депутатом, вы еще умудряетесь снимать
картины, и не абы какие, для галочки, а классные! Зачем вам эта политика?
— Начнем с того, что в Думе давно уже никакой политики нет — каждый депутат,
выражаясь парламентским языком, лоббирует интересы. В основном, к сожалению,
свои, но есть честные люди, которые горой стоят за своих избирателей, свою
отрасль, свой регион. Лично я отстаивал в Думе интересы культуры, искусства, и
не исключаю, если бы там меня не было, мы не наблюдали бы нынче такого
кинематографического бума. Сегодня киноиндустрия — единственная отрасль в
народном хозяйстве России, которая полностью восстановлена и превзошла
доперестроечный уровень, а все благодаря законам, которые мы приняли. Когда
коллегам из стран СНГ я говорю, что у нас кинематограф полностью освобожден от
самого большого налога — от НДС, никто даже не верит...
— И сколько картин ежегодно Россия снимает?
— Примерно сотню — больше, чем когда-то РСФСР...
— На зависть Украине и другим некогда братским республикам...
— Политика же — это я продолжаю наш разговор — совершенно другое дело, и
кстати, наша с вами беседа тоже политика. Разумеется, я мог бы ей заниматься и
не возвращаясь в Думу, где придется сосредоточиться совсем на других, не
политических вопросах, но я намерен защищать интересы своих избирателей и своей
отрасли. Назрели многие законы, которые необходимо принять. У нас, например, в
ужасающем положении детское кино — его просто нет и даже более того — быть не
может.
Телевидение детского кино избегает, потому что его нельзя перебивать рекламой,
и как результат — фильмы для ребятни никто не спонсирует. Государство уже
готово взять финансирование на себя — пожалуйста, хоть завтра, так нет
сценариев! Никто не хочет этим заниматься, зная, что все впустую. Вот, скажем,
я снялся в замечательном фильме "Радости и печали маленького лорда" —
сыграл там главную роль. Прекрасная, очень полезная картина — такие и нужны
детям, но никто ее не увидел. Никто!
|
— Станислав Сергеевич, но в советское время производство хороших фильмов
тоже не было поставлено на поток — это был штучный товар. Много снималось
совершенно жутких, бездарных лент о производстве, о передовых колхозах...
Сегодня, по-моему, мало что изменилось, просто вместо "шедевров" на
производственную тематику на экраны хлынули уродливые картины о бандитах,
стрельбе и разнузданном сексе, да еще с извращениями. Эти фильмы очень охотно
показывают, многие их смотрят. У вас не вызывает отвращения то, что вы видите
иногда по телевизору?
— Конечно же, вызывает. Недели три назад у нас состоялось заседание думского
Комитета по культуре — обсуждали законопроект о квотировании иностранных
фильмов. По мысли разработчиков, в прокате должно быть не более 60 процентов
зарубежных картин, а все остальные — российские. Естественно, этот закон мы
отвергли, потому как единодушно сошлись в убеждении, что нынешнее российское
кино гораздо безнравственнее и куда вреднее для молодого поколения, чем
американское.
— Да вы что?!
— Мы вспоминали с вами "Бригаду", а ведь таких фильмов сотни,
особенно тех, что идут по телевидению.
— И многие в отличие от "Бригады" еще и сделаны плохо...
— Безусловно. Эти картины пробуждают лишь низменные инстинкты, а должны бы
добрые и благородные чувства — такова вообще задача искусства. Сегодня на
экране можно увидеть такую мерзость! Чтобы понять, что происходит, посмотрите
фильм "Четыре". Я коллегам-депутатам сказал: "Пора эту хреновину
прекращать!". С Валерой, начальником думской аппаратной, договорился:
"Пожалуйста, давай организуем перед следующим заседанием просмотр ленты
"Четыре" для всех членов комитета"...
Кобзона, председателя комитета, в этот день не было, но я посоветовал ему эту
жуть посмотреть, чтобы понять про российское кино все. Это просто мерзость,
отвратительная мерзость/ Сегодня пусть люди хотя бы просто ходят в кино. Для
нас сейчас главное — кинофикация всей страны, строительство новых кинотеатров,
чтобы неуклюжим вмешательством не остановить этот процесс.
— Так, значит, прибыль пошла?
— Конечно. Кстати, если уж говорить о плохом американском кино, оно вредное, но
не в такой степени, как наше российское. Опять-таки я не беру лучшие образцы,
такие, как "Водитель для Веры", "Свои",
"Итальянец" и прочие... Есть, разумеется, достойные фильмы, но
появляется на экранах и безумие. Тот же "Бумер"...
— ...фильм об уродах...
— ...не просто вреден — он нанес подрастающему поколению огромный ущерб, и то,
что сегодня его герои — кумиры мальчишек и девчонок, просто страшно.
"ДА Я БЫ ПОВЕСИЛСЯ ОТ ОГОРЧЕНИЯ, ЕСЛИ БЫ МОИ КАРТИНЫ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ
УСПЕХОМ У ДЕБИЛЬНОЙ ПУБЛИКИ"
— В советское время в КГБ СССР существовал специальный отдел, которым
руководил генерал-полковник Филипп Денисович Бобков (со временем ставший
начальником службы безопасности олигарха Гусинского). Этот отдел не только
следил за инакомыслящими, но и стоял на страже государственных секретов, в
частности, в кино, следил, чтобы на экране не была показана четкая схема
организации преступления — допустим, ограбления сберкассы. Иными словами, не
пропускал того, что может быть против государства использовано. Сегодня в
российском кино в плане цензуры нечто подобное есть?
— Нет не только цензуры, но и никаких нравственных ограничений, без которых
общество просто-напросто не может существовать (ибо нравственные ограничения в
нем — суть свободы). Исчез даже институт редакторов, что вообще катастрофично.
— Кто же в таком случае может поручиться за то, что ребенок с неокрепшими
мозгами, которому в силу каких-то причин мама и папа не объяснили, что такое
хорошо, а что такое плохо, посмотрев фильм-пособие по так называемой красивой
жизни, не пойдет заниматься тем же, чем герои "Бумера"?
— Это понимают все, кроме создателей фильмов и тех, кто их продюсирует.
— Но этом фоне белой вороной воспринимается ваша картина "Ворошиловский
стрелок". Она может сколько угодно не нравиться критикам (эта братия,
знаю, невзлюбила фильм сразу же после выхода), но когда герой Ульянова целится
в очередного подонка, лично я ловлю себя на том, что подбадриваю:
"Давай!". Вы этого хотели?
- (Радостно). Ну конечно! Это, разумеется, одна из лучших моих картин, а
что касается критики, так еще Лев Николаевич Толстой заметил, что эти господа
всегда наносили урон настоящему искусству. У него есть статья, которая
называется "Что такое искусство", — советую всем прочитать.
"Всякое ложно восхваленное произведение искусства, — пишет он там, — есть
та дверь, в которую немедленно хлынут все лицемеры". То есть все эпигоны,
те, кто, не имея собственных идей, норовит просто заморочить публике голову...
К сожалению, у нас издавна, еще при советской власти, так повелось: всякое
искусство, угодное народу, то есть нравящееся публике, спешат объявить неискусством.
А ведь у нас в стране была лучшая публика, это правда! В Советском Союзе была
самая образованная, читающая, самая благодарная аудитория, но всякий успех у
нее критики воспринимали как доказательство ущербности. Вспомните "Москва
слеза не верит" — да на "Мосфильме" просто не знали, что с этой
картиной делать. Выступал народный артист СССР, мэтр советского кинематографа
Юлий Райзман и говорил: "Друзья, этот фильм — позор
"Мосфильма"!".
— Как оказалось, от позора до "Оскара" всего лишь один шаг...
— Вот до чего дошло! А сейчас зайдите и посмотрите, кто сидит в кинотеатрах: 60
процентов — тинэйджеры, подростки, 20 процентов — откровенные дебилы. Обратите
внимание, как они себя ведут: гогочут, разговаривают во весь голос, укладывают
ноги на спинки сидений, жрут или еще кое-чем занимаются на задних рядах. В
результате сегодня мы заговорили уже об успехе у этой публики. Да я бы
повесился от огорчения, если бы мои картины пользовались у нее успехом.
"КРИТИКИ, ЭТИ УРОДЫ, НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ В ИСКУССТВЕ"
— Снимая "Ворошиловского стрелка", вы рассчитывали показать, что
справедливость все-таки побеждает, правда?
— Ну разумеется, и весь народ, во всех странах постсоветского пространства,
абсолютно правильно этот фильм воспринял. Все меня поняли, кроме этих уродов.
— Опять-таки, когда я смотрел вашу ленту "Благословите женщину",
поймал себя на мысли, что все это немножко искусственно, в чем-то, может быть,
даже лубок, но в конце обо всем забываешь и просто плачешь, потому что проняло.
Видимо, способность вызывать слезы именно искусству присуща...
— (С ехидцей). А вот откуда у вас пренебрежительное: "Это
лубок!"? Влияние критики! Такие ярлыки навешивают обычно эти якобы эстеты,
которые на самом деле ничего в искусстве не понимают. Советую прочитать
Толстого — полезнее будет.
— Обязательно это сделаю!
— Почему я в свое время эту статью проштудировал? Когда-то я работал у Сергея
Федоровича Бондарчука ассистентом на фильме "Война и мир".
— Для начала карьеры неплохо...
— Это была практика моя вгиковская. Однажды он приходит какой-то странный,
растроганный: "Я только сегодня понял, что такое искусство". —
"Что вы имеете в виду, Сергей Федорович?" — спрашиваю. "Да, вот,
прочитал статью Толстого с таким названием". Тем же вечером я пошел в
толстовскую библиотеку, где хранится 91 том сочинений Льва Николаевича (у меня,
кстати, тоже это собрание есть), разыскал, буквально проглотил эту статью и...
остался в полном недоумении. Только сегодня я начинаю понимать, что вынес из
нее Бондарчук.
— У вас очень насыщенная жизнь: везде надо быть, все успеть сделать, многим
написать, со многими поговорить... Вам это не напоминает иногда холостой ход?
Хватает ли времени на то, чтобы просто сесть в кресло и взять томик Толстого?
— Этот вопрос непременно задайте Иосифу Давыдовичу Кобзону — вот у него жизнь
действительно расписана по минутам. У меня, например, в голове не укладывается,
как он успевает столько делать, столько летать... Я в отличие от него
абсолютный бездельник: время находится не только читать, но и перечитывать. Сейчас
— только не удивляйтесь — я по новой открываю для себя советскую литературу.
Ну, скажем, в архангельском "Букинисте" наткнулся на трехтомник
Аркадия Гайдара. Взял...
— ...потрясающе!..
— ...при всей моей ненависти к его внуку. В свое время это был мой любимый
писатель и таковым остался. Два дня я лежал на даче на диване и перечитывал его
книги (поверьте, он стал еще лучше). Так что проблема у меня как раз лишь в
том, чем время заполнить. Я, правда, много трачу его на всякую ерунду: на
бильярд, карты, шахматы, встречи с друзьями, застолья.
— Вы, помнится, даже участвовали в чемпионате России по подкидному дураку...
Бильярд и карты приносят вам деньги?
— Увы, ни одна игра выгоды не дает. Есть люди везучие в картах, но они, как
правило, во всем остальном несчастные. Слава Богу, я к их числу не отношусь.
— Вам никогда не приходилось играть с каталами, шулерами?
— Однажды, шутя, сразился. Я показал, кстати, этому шулеру игру, которой он не
знал, — 66. Объяснил правила, мы сели за стол, и представляете, я не выиграл ни
одной партии. Талант у моего визави оказался феноменальным!
"ЕГОРА ГАЙДАРА ТОЖЕ НАДО СУДИТЬ, ПРИЧЕМ ЕЩЕ СУРОВЕЕ, ЧЕМ ЕЛЬЦИНА"
— Скажите, а почему вы так невзлюбили в свое время внука Аркадия Петровича
Гайдара? Я даже помню вашу пронзительную передачу после расстрела Белого дома,
где вы его просто по стенке размазывали...
— Еще раз повторю: сегодня я смотрю на Белоруссию на западе, на Китай на
востоке... Там обошлись без жертв, без разрушения всего и вся, а у нас ничего
не пощадили. 300 лет русские люди осваивали Северный морской путь, а потом
пришел Егор Гайдар и сказал: "Нам это не надо". В течение полугода
все погибло: пароходы продали на металлолом, порты остановились, люди, которые
мечтали заработать и уехать, чтобы провести остаток дней где-нибудь у моря, в
Украине или в России, остались умирать в бараках.
Армия перестала быть боеспособной. Сколько из-за этого погибло людей, ну хотя
бы в Чечне? Промышленность, сельское хозяйство — ничего не пощадили, даже
пионеров отменили, уроды — слово "пионер" видишь ли, встало им
поперек горла... А сколько людей умерло от огорчения! А как оскорбили стариков,
ветеранов, пенсионеров! Оказывается, они прожили жизнь зря, и все их труды были
не подвигом, а преступлением.
— Еще и денег накопленных не оставили...
— Ограбили всех! Да как же они могли? (Кипятится). Этому человеку (я
Гайдара имею в виду) тоже прощения нет. Судить его надо, пожалуй, даже суровее,
чем Ельцина.
|
— Как думаете, дедушка Егора Гайдара перевернулся от его проделок в гробу?
— Ну, Аркадий Петрович тоже паинькой не был, иначе в 16 лет полком не
командовал бы. Хакассия его помнит! Ну да ладно — писатель он замечательный.
Сегодня мы отчетливо понимаем: можно было обойтись без этих жертв и всеобщего
разрушения. Вот она — роль личности в истории, вот что может сделать один
человек с компанией, мальчики в коротких штанишках, как в свое время обозвал их
Руцкой.
— Кстати, о жертвах... Насколько я знаю, чеченская война коснулась и вашей
семьи (сын Станислава Говорухина Сергей попал со своей съемочной группой под
обстрел чеченских боевиков, был ранен в голень и перенес ампутацию ноги. —
Д. Г.), — что вы думаете об этой кровавой трагедии? Нужна ли она России и не сама
ли Россия в лице собственного руководства ее провоцирует?
— Выхода тут я вообще не вижу: либо надо что-то радикальное предпринимать, либо
согласиться с тем, что на Кавказе появятся 10 независимых государств, которые
мгновенно станут центрами исламизации, Это в обязательном порядке скажется на
всех, и на Украине тоже, потому что острие ислама будет направлено на Cевер и
Запад. (Кстати говоря, задача Запада, может, и состоит как раз в том, чтобы
направить острие этого воинствующего ислама именно на Россию, отведя от себя).
Если мы не хотим такого сценария, значит, надо там какой-то порядок налаживать.
То, что происходило в Чечне до вступления войск, до начала войны, тоже было ужасно
— это была цепь страшных преступлений, форменный геноцид русскоязычного
населения. Кстати, там и украинцев огромное количество пострадало. Грозный же
был интернациональным городом, чеченцев там проживало от силы 50 процентов.
Ясно одно: пока что эта проблема неразрешимая.
— Станислав Сергеевич, раз у вас столько свободного времени, допускаю, что
хотя бы половину его вы проводите в раздумьях над тем, чем бы еще поразить
зрителей...
— Вы правы: мне хотелось бы снять фильм. Вы, правда, не видели последнюю мою
картину, но, может, заметили, что я не люблю повторяться...
— Это уж точно — все ваши ленты абсолютно разные...
— Мне каждый раз хочется сделать что-то необычное — и себя, и людей удивить,
поэтому новый фильм, если я за него возьмусь, будет совершенно отличаться от
того, что снимал прежде... Судя по всему, он будет морской — не остросюжетный,
из ХIХ века. Посмотрим, получится ли — это так сложно... Пока не уверен, что
удастся мой замысел осуществить, но...
Спасибо вам за вопросы, за комплименты, за внимание! Буду в следующий раз в
Киеве, обязательно встретимся...