Это
интервью Анны Горбачевой с известным режиссером прислал в адрес сайта «Студия Дальтелефильм» наш
читатель-дальневосточник Виталий Ершов.
Редакция
благодарит нашего корреспондента за внимание к проблемам отечественного
кинематографа.
1
июля 2009г. Владивосток
Станислав
Говорухин: «Русское кино глупеет»
Кинофестиваль «Дух
огня» уже давно завершился, а критики до сих пор спорят о его достоинствах и
недостатках. Одним из самых ожидаемых гостей фестиваля стал известный режиссер
Станислав Говорухин. Он долго отказывался от приглашения присутствовать на
фестивале, ссылался на свою занятость, потом согласился приехать на два дня и в
результате остался до конца. Станислав Говорухин рассказал корреспонденту «НГ»
о современном кино.
— Все ваши фильмы
очень не похожи один на другой. По ним не скажешь, что их снимал один человек.
Получается, что вы такой разный, или на вас так влияют люди, с которыми вы
работаете?
— Все зависит от личности. Я такой персонаж, мне каждый раз
хочется чего-то нового. Разнообразия хочется. Еще, конечно, есть предложения
тех, с кем я работаю, если оно не противоречит моему представлению о фильме, я
использую его. И актеров, и помощников режиссера. Кого угодно!
— Что можете сказать
о современном кино?
— Могу сказать, что от сегодняшнего кино я ничего не ожидаю.
Сегодня кино разделилось на две ветви, два направления. Одни работают на
кинозал, на дурачков. И глупеют. И американское кино,
и русское кино глупеет. Ведь оно коммерческое. Оно должно удовлетворять вкусы
потребителя. А потребителя вы видели? Сидит в обнимку с попкорном, посылает SMS
во время фильма, разговаривает по телефону, выходит из зала и идет за пивом.
Потребителю надо, чтобы что-то двигалось. Так что одни работают на потребителя,
а другие на Венецию, Канны и Берлин.
— Расскажите о вашем
последнем фильме?
— Один из последних фильмов — «Артистка» — легкий и ироничный.
Лента получила главный приз на фестивале «Московская премьера».
— Вы довольны
результатом?
— Если вы по поводу приза — то это решение зрителей, но не тех,
кто сидит в кинотеатрах, а тех, кто уже очень давно
перестал в них ходить. Перед этим событием на одном из самых престижных наших
фестивалей в Выборге «Окно в Европу» моя картина получила Гран-при, который
тоже присудили зрители. Видимо, зрительские картины у меня получаются лучше.
Главное, на мой взгляд, чтобы после проката фильма с ним не произошла та же
история, что и с лентой «Благословите женщину».
— А что там была за
история?
— Фильм показали через три месяца, когда он уже прошел в прокате, причем
показали в переполненном зале Дома актера. Конечно, ленту ожидал восторженный
прием, а потом вопрос: «Когда же фильм выйдет на экран?».
— Как вы считаете,
почему так произошло?
— Моя публика о нем не узнала, потому что не было никакой рекламы.
Фильм был готов уже очень давно, потом благодаря
«хорошим» людям он десять месяцев пролежал на полке. Компания пообещала, мол,
мы его раскрутим, сделаем широкую рекламу, в результате — ничего. С таким же
успехом мы могли выпустить фильм самостоятельно.
— Один из критиков,
который присутствовал на кинофестивале «Дух огня», сказал, что современное кино
производит гнетущее впечатление, вы готовы с этим поспорить?
— Речь идет, скорее, об уровне профессионализма: человек, который
берется за такую драматургию, которая в результате оказывает подобное
впечатление, есть человек абсолютно непрофессиональный. Сегодня в кино огромное
количество таких людей. Они воспитывались в разрушенной за 2030 лет школе. Их
воспитывала абсолютно криминальная улица, они не читали книжек, в отличие от
многих предыдущих поколений, у которых духовными педагогами были великие
писатели, наши и зарубежные. Таких в кинематограф
пришло огромное количество, гигантское, и они работают для такой же публики.
— Каким вы
представляете идеального зрителя ваших фильмов? Какие эмоции вам больше
хотелось бы пробудить?
— Вспомнил такую историю. Помню март 2000 года, тогда в моей жизни
был какой-то кризис, очень депрессивная пора в плане финансового положения,
самореализации. Мне ведь уже исполнилось много лет, и я задумался о том, что со
мной происходит, кто я такой, чем занимаюсь и что значу в этой жизни. К тому
моменту я снялся в одном фильме, кажется, он назывался «Любовь до гроба»
или «Гробовая любовь» вместе с Андреем Звягинцевым. Кстати, эпизод со мной так
и не вошел в основную версию фильма. Денег на рекламу не было, и я сам взялся
его продвигать, до сих пор не пойму, почему. Договорился с журналисткой, чтобы
та его посмотрела. Встречу мы назначили после пресс
показа фильма «Красота по-американски». Посмотрели фильм, вышли, идем по
набережной, а журналистка просит у нас кассету с фильмом. И Звягинцев так и не
отдал ей эту кассету. Помню, мы с ним переглянулись, поняли друг друга без слов
и распрощались с этой девушкой.
— Напрашивается
вопрос, почему?
— Просто, наверное, тогда мы отчетливо поняли, что все, чем
занимались до той поры, не имеет отношения ни к чему. Ни к тому, о чем должен
думать человек, ни к тому, чем он должен жить. Так я определяю для себя
состояние человека, который только что вышел из кинозала – выходишь и не хочешь
ни о чем и ни с кем говорить. Хочу, чтобы такие ощущения испытывали люди после
просмотра моих фильмов. Мне кажется, что это идеальное состояние после
просмотра действительно хорошего фильма. Кажется, и у Звягинцева осталось подобное
ощущение. Мы потом долго болтали и все никак не могли
описать наши чувства словами. Это надо испытать.
— А фильм «Красота по-американски»
произвел на вас такое сильное впечатление?
— «Красота по-американски» произвел просто ошеломительное воздействие.
Я испытал состояние некоего дна, с которого я увидел истинную ценность вещей, о
существовании которых мы порой забываем. Ценность дружбы, родительской любви,
нежности, преданности, заботы о своих близких, родных и любимых.
— Поговорим о ваших
родных и любимых. Расскажите немного о ваших родителях.
— Мой отец Сергей Говорухин — донской казак, пропал без вести в
1936 году, как раз перед моим рождением. А мама Прасковья Афанасьевна была
портнихой. После смерти отца она осталась со мной и моей старшей сестрой, одна
воспитывала нас и многого натерпелась. Очень ей благодарен
за выдержку и терпение. Когда я подрос и научился задавать вопросы, бабушка
объяснила: «Мать развелась с ним до твоего рождения. Он был жуткий пьяница. Не задавай ей никаких вопросов, она этого не
любит». Я и не задавал.
— А у вас самого есть
семья?
— Это очень интимный вопрос. Да, у меня большая семья. Есть сын от
первого брака — Сергей Станиславович, внук — Станислав. Сын тоже занимается режиссурой,
он генеральный директор независимой киностудии «Гандвик».
Стараюсь всячески ему помогать, так же как и он мне.
— Вы часто говорите о
том, что каждый режиссер должен уметь рисовать. Для чего режиссеру нужен этот
талант?
— Я действительно так считаю. Надо же объяснить человеку, каким
видишь будущий кадр. А как это объяснить соратникам — оператору, художнику —
по-другому? На пальцах? Мне кажется, что режиссер, не умеющий рисовать, все
равно рисует. А куда денешься? Как объяснишь? Два кружочка, четыре палочки —
человек. Можно рисовать и так. Все равно понятнее, чем на пальцах. Труднее
изобразить массовку. Но и тут можно выкрутиться. Словом, я стал учиться
рисовать. Теперь не могу себя представить без ручки и листа бумаги. Или
записной книжки, или просто книжки с чистыми полями.
— Над чем вы
работаете сейчас?
— Сейчас я занимаюсь тем, что сам называю «фильмом о фильме». Это
70-минутное документальное кино о том, как снималась «Артистка». Я могу
ручаться головой, что в фильме не будет никакой халтуры,
потому что я не терплю никаких неточностей в этих моментах. Это такой
основательный фильм. Он состоит из интервью с теми, кто принимал участие в
создании фильма. Интервью сопровождается кадрами из фильма. Будет огромное
количество моментов, не вошедших в окончательный вариант картины, кадров со
съемочной площадки, думаю, что все это будет зрителю интересно. Работа над этим
фильмом продолжается уже несколько месяцев, думаю, что закончим в этом году и
«фильм о фильме» будет не хуже, чем сам фильм.
Анна Горбачева
Справка: Станислав
Говорухин родился 29 марта 1936 года в городе Березники Свердловской области. В
1958 году он окончил геологический факультет Казанского университета, работал
геологом, потом был журналистом и режиссером казанской телестудии. После окончания
в 1966 году режиссерского факультета ВГИКа Станислав
Говорухин начал работать на Одесской киностудии. Первый фильм режиссера,
поставленный им вместе с Борисом Дуровым, — «Вертикаль», картина получила
известность также благодаря прозвучавшим в ней песням Владимира Высоцкого.
Слава пришла к Говорухину в 1979 году после ошеломительного успеха двух фильмов
— приключенческой ленты «Пираты ХХ века», для которой он сам написал сценарий,
и поставленного им телевизионного фильма «Место встречи изменить нельзя»,
ставшего одним из лучших советских детективов.
Кстати: Говорухин не раз обращался в своем творчестве к детективу и
приключенческому жанру — он экранизировал произведения Марка Твена, Даниэля
Дефо, Жюля Верна, снял по роману Агаты Кристи фильм
«Десять негритят», пригласив в него звездный
актерский ансамбль. Большой общественный резонанс вызвала документальнопублицистическая
трилогия Станислава Говорухина, снятая им в 1990-1994 годах: «Так жить
нельзя», «Россия, которую мы потеряли», «Великая криминальная революция».