Валентин Гафт: «Вор в законе сказал…»
Валентин ГАФТ: «Вор в законе сказал: «Моим друзьям очень хочется, чтобы вы
пришли к нам на сходку»
В 2009 году народный артист России отмечает 40-летие своей
работы в театре «Современник»
Пишешь, говоришь или думаешь: «Валентин Гафт»
— и в конце непременно (даже в мыслях) восклицательный знак! Народный артист
России, король эпиграмм и автор философских стихов, лирик и трагик, Казанова и
схимник, он любим публикой во всех своих ипостасях, хотя в то же время
нежностью со стороны коллег не избалован. Еще бы: на киношно-театральную
богему его фамилия (резкая и отрывистая, словно щелчок хлыста) действовала
всегда, как лампочка — на собаку Павлова, только у одних персонажей,
пострадавших от гафтовского остроумия, при этом выделялась
желчь, а у других появлялась растроганная улыбка.
Сам Валентин Иосифович далеко, естественно, не однолюб, а вдобавок, по словам
окружающих, достаточно неуживчив и резок. Партнеры по сцене не разговаривали с
ним, бывало, годами, в театральных кругах язвили, что он «съедает режиссеров,
как ребенок конфеты», а писатель-сатирик Григорий Горин даже установил как-то,
что «Гафт — это не фамилия, а диагноз». Тем
удивительнее, что в нынешнем году актер отмечает 40-летие своей работы в
легендарном, почти уже забронзовевшем «Современнике».
Загадочное постоянство? Как сказать... Когда в годы застоя из-за анонимок его и
Квашу не пустили на гастроли по Скандинавии, ехать отказалась вся труппа — и
это несмотря на то, что билеты на спектакли в Стокгольме и Осло были проданы и
продюсер нес колоссальные убытки... Гафт этого не
забыл.
Сегодня он, прославленный артист («массово узнаваемый, примелькавшийся» —
поправляет Валентин Иосифович), готов ради «Современника» на жертвы и подвиги,
и примеров тому сколько угодно. Где еще найдете вы смельчака, способного
вынести из театра на руках (несмотря на застарелые проблемы с позвоночником!) дебелую зрительницу, которая пришла к Лие
Ахеджаковой на служебный вход и потребовала вернуть за непонравившийся
спектакль деньги? Знаете ли актера, который
постеснялся бы получать отнюдь не лишнюю в семейном бюджете зарплату, поскольку
три года болел и не приносил коллективу пользы? Многие ли, подобно Гафту, отвергнут съемки в рекламе, потому что теоретически
это может нанести ущерб делу?
Когда-то Анатолий Эфрос подарил ему книжку с надписью: «Самому интересному типу
из всех типов, которых я знаю». Сам Гафт считает себя
волком-одиночкой, человеком из прошлого, и хотя весьма
критически относится к другим, еще беспощаднее — к себе. Не поэтому ли
список блистательных ролей, от которых актер отказался, боясь не потянуть, едва
ли не внушительнее перечня им сыгранных? За более чем
полвека, проведенных в профессии, он не заматерел, не оброс толстой,
непробиваемой кожей и, в общем-то, остался застенчивым, постоянно сомневающимся
в себе, каким и пришел в 1953 году поступать в Школу-студию МХАТа.
Разве что золотую фиксу заменил белым зубом и придумал себе маску, с которой
жить ему, самоеду и правдорубу, не так больно...
В его квартире на Старом Арбате постоянно закрыты окна: он не
выносит пестрой ярмарки с толпами зевак, матрешками, ушанками и неумелыми
музыкантами, которая оккупировала некогда тихую
улочку... Чужой на этом празднике, Валентин Иосифович держит
на замке и свою душу: гостей принимать не любит, интервью практически не дает,
личную жизнь не обсуждает, а исповедуется только святому отцу из Николо-Берлюковской пустыни, куда вот уже шесть лет
регулярно наведывается (настолько регулярно, что одно время даже пошел слух,
будто актер собирается уйти в монастырь).
...Что интересно, теперь жертвы гафтовских эпиграмм
гордятся посвященными им строками больше, чем любой из театральных или кинопремий — это ведь не секрет, что Валентин Иосифович
удостаивал своего внимания только людей талантливых, и нынешним кумирам о таких
знаках отличия остается только мечтать. Правда, в последнее время Гафт стал менее язвительным и саркастичным, и даже более
того — пострадавшим от его несдержанности неоднократно приносил извинения.
Теперь из-под его пера выходят не едкие, но меткие эпиграммы в четыре строки, а
пространные дифирамбы: эти сочинения к датам почему-то напоминают мне гламурные «валентинки»,
украшенные сердечками и пропитанные комплиментами. Видимо, разменяв восьмой
десяток, артист спохватился: кроме фамилии, у него есть и имя, которое тоже
обязывает.
Дмитрий
ГОРДОН
«Бульвар Гордона» , февраль-март 2009г., часть 1
«ВИДЯ ЖИЗНЬ НА УКРАИНСКОМ
ХУТОРЕ, Я ГОВОРИЛ: «ОБЯЗАТЕЛЬНО ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ РАССКАЖУ»
— У вас, Валентин Иосифович, обширный багаж театральных и киноролей,
эпиграмм, но мне почему-то вспоминаются замечательные ваши стихи, посвященные
нежному возрасту: «Ну вернись ко мне, вернись...
|
— ...детства розовый кусочек. Мама
шепчет мне: «Пись-пись!» — и я писаю в горшочек»...
— По-моему, потрясающе. Детские воспоминания связаны, знаю, у вас с
Украиной, с бабушкой, которая жила...
— ...в Прилуках Черниговской области. Все лето я проводил у нее и у наших
близких друзей на хуторе Руда, в селе Варва. Журавли,
белые хаты с соломенными крышами, глиняный пол с расстеленными дорожками, а еще
иконы и полотенца — как их у вас называют?
— Рушники...
— Да (теплеют глаза), да. Печки, лавки, вкуснейший борщ с чесноком — это
все 45-46-й годы, когда оставшиеся в живых солдаты возвращались из Германии
после войны. Перед глазами до сих пор встречи, объятия, слезы и чемоданы,
откуда извлекались трофеи.
В селах это было жуткое время: налогом облагали каждое деревце — вишенку,
яблоньку, переписывали, у кого один поросенок, а у кого два. Колхозники жили
без паспортов, получали на трудодень полкопейки, и, видя все это, я говорил:
«Обязательно товарищу Сталину расскажу».
— Рассказали?
— (Вздыхает). Это была очень нелегкая жизнь, хотя мы приезжали в
Украину, как на курорт: подышать свежим воздухом, молочными продуктами
подкормиться...
— С тех пор что-то по-украински вы помните?
— Конечно же, помню. (Хитро прищуривается). Шо
вона лiзе — я з нею свиней пас, чи шо?
— 21 июня 1941 года ваша семья собиралась в Прилуки, но спасла, по сути,
нелепая, как тогда казалось, случайность...
— (Удивленно). Так вы все обо мне знаете! Действительно, мы должны были
выехать в субботу, 21-го, с пересадкой в Бахмаче. Наша домработница Галя
отстояла за билетами целую ночь, но квиточки ей
подсунули липовые. Пришлось снова идти в кассу, отъезд
передвинулся на день, а 22-го по радио выступил товарищ Молотов и объявил, что
началась война. Если бы не какая-то аферистка (я впервые тогда это слово
услышал), мы попали бы под бомбежку и вряд ли бы кто-то уцелел.
— В жизни у вас было много подобных случайностей?
— Такая вот роковая — единственная: остальные на фоне ее забываются, меркнут...
В данном же случае понимаешь: это какая-то сила беду отвела.
— Домработница ваша тоже была из Украины?
— Да, и она сыграла в моей судьбе огромную роль. Галя, как бабушка, меня
опекала, хотя была молодой женщиной — добрая, теплая, ласковая... Потом, когда
уже жил самостоятельно, стал артистом, мечтал с нею все повидаться, однако...
Это, безусловно, свинство с моей стороны, что так и не
собрался, но что поделаешь — я в долгу перед многими.
|
Евгением Мироновым в картине Петра
Тодоровского «Анкор, еще Анкор!»,
1992 год |
До сих пор меня тянет в Прилуки, хочу посмотреть на хутор Руда.
Разве забыть эти замечательные женские лица, да и не только лица? В этой
палитре все: теплые южные ночи, утопающие в зелени сады, кони, яблоки,
кукуруза, коровы, которых загоняли домой и каждая знала
свою калитку. Люблю Украину, к тому же у меня родом отсюда и мать, и отец.
— По-моему, наблюдать за тем, что вы только что так красочно описали, и есть
счастье — не так ли?
— Вы знаете, актерам свойственно подсознательно откладывать, сортировать
впечатления, и, например, при слове «война» (а мне часто приходилось этот
период жизни и вообще военных играть) всплывает картинка, как меня, одного,
впихивают в поезд на третью полку, где кладут вещи, и я несколько суток до
Прилук добираюсь. Состав еле полз, то и дело останавливался — то на
полустанках, а то в чистом поле. Я видел людей, которые ехали прямо на крыше,
калек, просивших им что-то подать... Были еще остановки, где пассажиры бежали
за кипятком, и другие — когда давали обеды. Постоянные опоздания, толчки от
сорванного стоп-крана...
— Жизнь, да?
— Это надо было видеть и чувствовать — по рассказам атмосферу не ощутить. Мне
повезло...
«МНЕ НЫНЕШНИЕ ГРИМАСЫ,
УЖИМКИ УРОДСТВОМ КАЖУТСЯ»
— В Москве ваша семья обитала на улице Матросская Тишина: напротив —
психиатрическая больница, справа — тюрьма, слева — рынок...
— Мир (улыбается) в миниатюре.
— Интересно было в таком месте жить и наблюдать столько разнообразнейших
персонажей?
— Это просто целое государство было. Я и сейчас иногда туда езжу, когда надо
эмоций добрать, смотрю — все вокруг маленькое такое, куцее... Тогда казалось,
через дорогу перейдешь — уже другая страна, а в центр Москвы, на улицу Горького
(нынешнюю Тверскую) я отправлялся, как сейчас в Соединенные Штаты...
|
В киноленте Юрия Кары «Воры в законе» Гафт
очень достоверно сыграл главаря мафии, и некоторые «авторитеты» стали
воспринимать Валентина Иосифовича как своего. |
Это уже период осознанный, послевоенный... Помню, аккурат в День Победы мы с теткой на Красную площадь
отправились — над нею висел огромный воздушный шар с изображением Иосифа
Виссарионовича, и никакой давки, счастливые москвичи... Если кто-то терял
галошу, ее вешали тут же на палку, друг друга никто не толкал, царили всеобщее
понимание и тактичность. Ни хамства не было, ни
хулиганства, мы спокойно в метро ехали... Соотечественники были другие!
Раньше я очень любил ходить на стадион, а сейчас перестал. Просто не понимаю,
что на трибунах творится: какое-то бешенство, какой-то нескончаемый спектакль,
который для болельщиков, кажется, куда важнее игры. Размахивают без конца
руками, что-то жгут, дым столбом...
— ...да и футбол стал другим...
— Абсолютно! Надо бы успокоиться — не стоит перенимать самое худшее из того,
что у других есть народов. Вы посмотрите старую кинохронику:
какие люди сидят на лавочках, какие у них лица! Что делать? (Грустно). Жизнь
меняется, а с ней...
— ...и лица, да?
— Ну, конечно. Не скажу, что одни хуже, другие лучше — они соответствуют своему
времени, но мне нынешние гримасы, ужимки уродством кажутся — глаза бы мои их не
видели. Простите, но я этого не выношу.
— Послевоенную столицу вы в светлых красках описываете, а ведь она была
хмурой, неприветливой, даже жестокой. В городе, как известно, правили бал
уголовники, расплодились во множестве банды, державшие москвичей в страхе...
— У нас в Сокольниках все эти «Черные кошки» как раз и орудовали. Тогда в
каждом дворе имелись свои хулиганы, было очень много посаженных, выпущенных,
отсидевших... Эта братва, вся в синих наколках, совсем
не походила на нынешних бандюков — они просто были
свободнее остальных, сильнее физически и, словно псы, защищали свою территорию.
|
С Андреем Мироновым в
картине «Мститель», 1969 год |
— Колоритные были фигуры?
— Должен заметить, весьма.
— С понятиями?
— Кое-кто. Многими, между прочим, уже гордятся — окончили институты, стали
образованными и ныне занимают высокое положение...
— Слышал, что в юности вы часто дрались и вам даже зубы не раз выбивали.
— Да, это правда, но надо было самоутверждаться.
Мы, особенно после картины «Первая перчатка», были заражены боксом, и я,
естественно, тоже.
— Как же, простите, без некоторых зубов вы собирались стать актером?
— Об этом я думал. Хотя никого в свои сомнения не посвящал, ну а в артисты
хотел выбиться, потому что дело-то больно нехитрое. Чего там? Выйти, сказать:
«Кушать подано» — все, казалось бы, еще и деньги за это платить будут. Мне даже
в голову не приходило, что надо что-то на сцене изображать...
— В картине «Воры в законе» вы блестяще сыграли главаря мафии — такое знание
материала оттуда или вам рассказывали, каким ваш персонаж должен быть?
— Черт его знает, откуда, но, вообще-то, все-таки не только из жизни. Такой
сплав из общего познания всего, из каких-то примеров, да и роль, собственно,
была небольшая...
— ...но яркая...
— Совершенно случайно в Ялте — там же, где проходили съемки, — я познакомился с
одним вором в законе. Мы несколько дней провели на пляже, и, несмотря на то что сценарий написал грандиозный Фазиль Искандер, в фильм
вошли многие фразы этого вора. Интересный был человек... Это его, кстати,
слова: «Утром я богат, а вечером бедный», «Все повязаны друг с другом»...
«ПОЛУЧИВ ПОЩЕЧИНУ, БЕРИЯ
УЛЫБНУЛСЯ. ФЕДОРОВУ ПРОВОДИЛИ К МАШИНЕ, ДАЛИ БУКЕТ ЦВЕТОВ И УВЕЗЛИ В ТЮРЬМУ,
ГДЕ ОНА ПРОВЕЛА ПОЧТИ 10 ЛЕТ»
— После выхода этой ленты на экраны вы с настоящими ворами в законе
беседовали? Они вашу трактовку одобрили?
|
Валентин
Гафт и Владислав Галкин в сериале «По ту сторону
волков», 2002 год |
— Ко мне просто подъехал как-то один из них. «Вы меня можете
сдать, — говорит, — я в розыске...» — и на мою реакцию смотрит. «Извините, —
отвечаю, — такими вещами не занимаюсь», а он между тем продолжает: «Моим
друзьям очень хотелось бы, чтобы вы пришли к нам на сходку». От приглашения я
наотрез отказался: «Нет, что вы — это была только роль, понимаете? Я артист и
ничего в вашем деле не смыслю».
Еще одна встреча была в Минске — мне сообщили, что со мной хочет познакомиться
вор в законе. Ну куда денешься? На съемочную площадку
пришел человечек — маленький-маленький, симпатичный, глазки востренькие, и вокруг то ли свита, то ли охрана — такие гиганты. «Как
поживаете? Вам ничего не нужно?». Подарил пару бутылок водки, всего хорошего
пожелал и сказал на прощание: «Если что, обращайтесь». Вот так, но я не думаю,
что это моя заслуга. Сейчас вообще со счета собьешься — столько картин о ворах
вышло, а наша тогда, в 88-м году, была первой...
— Евгений Александрович Евтушенко снял в свое время очень хороший, на мой
взгляд, фильм «Похороны Сталина», а вы, знаю, видели, как все это не в кино
происходило, а наяву, в реальной жизни...
— Была страшная давка — мы с Володей Кругловым (моим закадычным приятелем) так
до Дома Союзов и не дошли. Спрятались в каком-то подъезде, даже там ночевали, а
одного мальчика из нашего класса задавили насмерть. На прощание со Сталиным мы
не поспели: оказались на Красной площади, когда его уже хоронили, зато стояли
совсем близко к Мавзолею. Выступал Берия — я до сих пор помню низко, по самые
брови, надвинутую шляпу, кашне и воротник, поднятый так, что видны были только
рот и пенсне. Мне почему-то тогда показалось: вот абсолютный образ шпиона...
— По-моему, это не только вам показалось...
— Да (улыбается), это точно, а спустя годы мне приходилось играть
Берию...
— ...в «Пирах Валтасара»...
— ...и в картине «Затерянный в Сибири». Мне, кстати,
очень помог образ, увиденный на трибуне: «Кто не слеп, тот видит... Дело
Ленина-Сталина... Усилить бдительность» — и все это под аплодисменты!
|
«Погодите,
не поднимайте руки, вы их потом всю жизнь не отмоете!». «Гараж», 1979 год.
Георгий Бурков, Глеб Стриженов, Лия Ахеджакова, Ия Саввина.
Валентин Гафт сыграл в этом культовом советском
фильме председателя правления гаражного кооператива Сидорина |
— А вам не страшно было играть Берию — вы же наверняка, в этот образ вживаясь, примеряли на себя его поступки, внутренний
мир, даже мысли?
— Знаете, перед тем как сниматься в «Пирах Валтасара», я просмотрел множество
фотографий Лаврентия Павловича. Внешне я совершенно на него не похож — это
совсем другой человек, но надо было ухватить суть. Есть выступление его, когда,
подстраиваясь под Кобу, он говорит: «Это трудная
работа... Это...». Они, между прочим, близки: и Иосиф Виссарионович, и Берия, —
и играть их приблизительно в одной тональности надо. Сегодня, кстати, многие
пытаются быть такими, потому что в этом есть что-то
солидное, значительное, угрожающее. Подобные люди излучают страшный покой.
— Берия был актером?
— Думаю, актерство в них всех присутствовало... Сейчас про Берию говорят очень много — и хорошего, и плохого, но я знаю историю мамы
Вики Федоровой — знаменитой (впоследствии, уже при Брежневе, убитой у себя
дома) актрисы Зои Федоровой: она мне лично рассказывала, как Берия вызвал ее к
себе.
Лаврентий Павлович, который любил женщин особенно (во всяком случае, ему это
приписывают), вышел в одном халате, наброшенном на голое тело. Зоя Алексеевна влепила ему пощечину, Берия улыбнулся, ее проводили через
калитку к машине, дали букет цветов и увезли в тюрьму, где Федорова провела
почти 10 лет.
— О той пощечине она пожалела?
— Думаю, нет — не тот характер...
— Что интересно, в двух кварталах отсюда, на улице Борисоглебской, жил сын
Берии Серго...
— На редкость, говорят, симпатичный, умный, интересный и талантливый человек...
— ...подтверждаю!
|
«Мы не
пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем. |
Я взял у него интервью за неделю, как
оказалось, до смерти, и он с нежностью говорил об отце, считал Лаврентия Палыча почти святым...
— Я
был знаком с женщиной, которая от Берии родила, — она его очень любила и тоже
уверяла меня, что он святой. Потом дочка Лаврентия Павловича вышла замуж за
сына первого секретаря Московского горкома партии Гришина.
— Да вы что!?
— Представляете? У них пошли дети, внуки, и все смешалось: потомки Гришина,
Берии...
— Боже, как мир тесен!.. Скажите, а ваше отношение к Сталину, поначалу такое
восторженное, с годами как-то менялось?
— Когда он умер, вокруг разлилось всеобщее горе. Кстати, недавно Эдику
Радзинскому, у которого вышла книга «Сталин. Жизнь и смерть» — он любит вести о
вожде четырех-пятичасовые
частные беседы, — я написал посвящение: «Разговор товарища Сталина с Эдиком
Радзинским». Если хотите, кусочек прочитаю.
— Послушаю с удовольствием...
— Это конец речи Сталина:
Путь у страны был тверд, но горек. |
То вы как царь, а то как Ленин,
Но больше все-таки вы Сталин.
Спасибо вам, что, нас не бросив,
Вы трудитесь, не зная лени;
Как только скажете: «Иосиф», —
У самого дрожат колени.
Вам нравится в моей быть власти,
Идя на сцену, как на плаху:
У вас глаза горят от счастья
И бешеный восторг от страха.
Вы, Эдвард, слепы, вы во мгле,
Вы осмелели рановато,
И неминуема расплата,
Поскольку я всегда в Кремле.
Прошу, поскольку все мы живы,
Вас больше не пускать в архивы.
|
Гафт — предводитель бомжей по кличке Президент. «Небеса
обетованные», 1991 год |
— Очень пророческие, между прочим,
стихи...
— Свой опус, довольно длинный, я прочитал Радзинскому, и он вдруг признался:
«Больше всего на свете боюсь товарища Сталина». Потрясенный, я тут же добавил
эту концовку...
— У Маяковского был «Разговор с товарищем Лениным»...
— ...а сейчас актуален с товарищем Сталиным.
«ТАНЮ САМОЙЛОВУ ЗАСТАВИЛИ
КРИЧАТЬ: «ПОЖАР!», А ОНА НЕ МОГЛА — ВЫСКОЧИЛА НА ЛЕСТНИЦУ И БИЛАСЬ В ИСТЕРИКЕ»
— Я где-то читал, что в детстве вы обожали участвовать в школьной
самодеятельности, но почему-то играли женские роли...
— Что вы хотите — у нас не было девочек, мы учились с ними отдельно. Я между
тем страстно мечтал попасть в драмкружок, сидел там в стороночке, и когда необходима была девушка, мне эту роль
давали. Выглядел я неплохо — черноглазый, кудрявый, и роли как на подбор были,
вот только волосы от парика лезли в рот, что очень мешало. Мы, я замечу,
Мольера ставили, «Предложение» чеховское... «Воловьи Лужки наши, а не ваши!». —
«Нет-с, мои!»...
— Когда в 1953 году вы поступили в Школу-студию МХАТа,
кто из известных впоследствии актеров с вами там занимался?
— Самый яркий — Олег Павлович Табаков: это чудо какое-то! Впрочем, ему и
учиться не надо было...
— «Чеканна поступь, речь тверда...
...У Лелика,
у Табакова.
Горит, горит его звезда
На пиджаке у Михалкова».
Лелик — это исключение, гениальный артист...
— Вы считаете?
— Да, безусловно, во всяком случае, он разный — в ранний период и в средний это
был просто великий актер, да и сейчас тоже. Олег и педагог потрясающий: ученики
у него один лучше другого — Миронов, Машков, Безруков, да масса... Думаю, он
один из лучших преподавателей старой школы, и не случайно, когда Табаков
приезжает в Америку или куда-то еще, его там считают чуть ли
не главным последователем Станиславского — такое у них впечатление.
— Учились вы, если не ошибаюсь, на курсе у Топоркова...
— Да, у Василия Осиповича.
Из интервью российскому телеканалу «Культура».
«Топорков и другие педагоги разговаривали с нами, конечно,
о разном, но прежде всего — о театре. Спектакли, режиссура,
личности Станиславского, Немировича, их партнеров (о Булгакове мы почти не
говорили, потому как они мало что знали, а если и знали, молчали)...
Топорков давал часто деньги, чтобы собраться, поесть, выпить, пел, играл на
гитаре. С завистью смотрел на молодых, хотя сам в это время женился на очень
красивой и интересной, на 24 года моложе его женщине.
Лет ему было тогда меньше, чем мне теперь, но казалось — о-о-о! Он приводил к
нам Вертинского, который рассказывал о своей жизни и путешествиях. Потом в
книжке Вертинского, вернее, в его дневнике, я случайно нашел запись, что «вчера
был в Школе-студии МХАТа — какие они все дураки!». Открыли, я помню, занавес, сидел Вертинский, не
пел. Как мамонта, показали...
Они, все эти мхатовские корифеи, казались уже не
людьми, а какими-то восковыми фигурами. Один раз видел Книппер-Чехову
— маленькая сморщенная старушка в соломенной шляпке. На втором этаже что-то
кричало: «Любите МХАТ! Любите! Любите!..» — тоже маленькое, в
синем длинном платье. Это была жена Антона Павловича — маленькая,
сморщенная, усатая...».
Еще с нами учился Урбанский Женечка... Это особый
человек — когда он сыграл в фильме «Коммунист» главную роль, я сказал: «Если
коммунисты такие, я за коммунизм». Жизнь его, к сожалению, слишком рано
оборвалась... Женя не застал перехода к застою и ассоциируется с
высвобождением, «оттепелью», но вспоминать о нем надо чаще, потому что он был
предвестником очень многих актеров, даже, думаю, Володи Высоцкого (он и пел приблизительно то же, на те же темы).
Это особый был тип, прошедший суровую школу — родители у него были ссыльные, он
работал на шахте в Караганде. На семинарах по марксизму-ленинизму Женя задавал
такие вопросы, что все мы лезли под стол: они были настолько откровенные,
искренние и по тем временам смелые — дух захватывало! Потрясающий был парень!
— Это правда, что Татьяну Самойлову в Школу-студию МХАТа
не взяли?
— Все это на моих глазах произошло — мы поступали вместе. Таню заставили
кричать: «Пожар!», а она не могла — выскочила на лестницу и рыдала, прямо
билась в истерике... Потом ее приняли в «Щуку».
— Красивой она тогда была?
— Очень своеобразной, а это больше, чем красивая.
Хорошо, что Калатозов взял ее такую в «Летят
журавли», а ведь мог бы выбрать более привычную для нас актрису. Самойлова
была, безусловно, новым лицом в кино.
|
Колоритный |
— Таких лиц и глаз сейчас, по-моему, нет...
— Думаю, вы правы — это непопулярно.
«РАНЕВСКАЯ ОДНАЖДЫ СКАЗАЛА: «СМОТРЕЛА КАРТИНУ ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗ — СЕГОДНЯ
АРТИСТЫ ИГРАЛИ ЛУЧШЕ»
— Вы служили в разных театрах: Моссовета, Сатиры, на Малой Бронной, в «Ленкоме» — не сложно было менять коллективы?
— Так было первое время — кочевал лет 12, пока не вернулся обратно к себе в
«Современник». К себе, потому что это близкий мне театр, его создал мой учитель
Олег Николаевич Ефремов. Да, до этого я побывал в разных местах: у Эфроса, у
Андрея Александровича Гончарова, у Плучека играл с
Андрюшей Мироновым «Фигаро» (я — первый исполнитель роли графа Альмавивы). Шло
накопление...
— Смешение разных режиссерских школ не мешало?
— Наоборот, помогало, хотя разница-то относительная. Была,
например, школа Эфроса — так она во мне и сидит, потому что это, в общем-то, к
«Современнику» близко, но если, по большому счету, есть только одна школа —
Станиславского...
— ...и ответвления...
— Вот именно.
— С Ефремовым хорошо было?
— Поступив в «Современник», я проработал с ним всего полтора года — он уже
собирался уходить, и театр немножко разваливался, но когда Олег Николаевич
отбыл во МХАТ, началась другая история. Ефремов прежде
всего создатель и основатель «Современника», в этом театре его (хотя он отдал
ему меньше, чем МХАТу) осталось, мне кажется, гораздо
больше, здесь дух его сохранился.
Из интервью газете «Зеркало недели».
«Раньше меня в «Современник» не принимали — та же Галина Борисовна считала,
что я «наигрывальщик». Ефремов же постановил: «Беру
тебя в театр не потому, что ты хороший артист, а потому, что о тебе хорошо
говорят», а было ведь время, когда я звонил Игорю Кваше и просил у него места
на спектакли — хотя бы на ступенечках...
В тот год из «Современника» ушел Миша Козаков, и меня ввели в «Чайку» на роль Шамраева. Я стал интересоваться у Олега Николаевича: как
этот образ лепить? — но так как в трезвом виде не встречал его года полтора,
найти ответ было непросто. Наконец, он ответил: «Что бы ты ни играл, у тебя
лишь один подтекст, и он прост: «Да пошли вы все...».
Я не могу сказать, что это мой любимый режиссер, не могу... Если бы Ефремов не
завалил Художественный, не было бы наглости уже у «новых» вести себя так, как
сегодня они ведут, потому что МХАТ оставался бы
образцом, а не стало критерия — какой спрос-то, с чем сравнивать? Когда был
Немирович-Данченко, даже эстрада была другая, а Ефремов разогнал театр, который
стал медленно умирать — каждый день по человеку: у них разрывались сердца! Во
многом виноват алкоголь — это уже ни для кого не тайна, но я был влюблен в Олега
Николаевича еще студентом. Потом — уже в Художественном
— что ни спектакль он выпускал, то дерьмо (с моей
точки зрения), а я все смотрел — совершенно жуткие постановки.
— Вы снимались в прекрасных рязановских картинах
«Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Забытая мелодия для флейты» и
«Небеса обетованные» — что режиссер Рязанов для вас значит?
— Если вот так коротко, в двух словах, он очень мне нравится. У него есть
шедевры безукоризненные: «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», причем с
годами они все лучше становятся — как вина, отстаиваются. Почему их показывают
по праздникам? Эти ленты — как фейерверк, в них интересные характеры, хороший
ритм, музыка, а еще есть наивность, непосредственность, легкость и глубина. Это замечательный режиссер, и хотя его фильмы очень неровные,
особенно последние, в «Андерсене» есть сцены совершенно изумительные,
потрясающие, совсем, казалось бы, Рязанову неблизкие. Мне кажется, он,
несмотря на свои 80 лет, еще снимет какую-нибудь
сильную картину.
— Рязанов писал о вас: «Самоедство его сжигает», вот и ваши коллеги говорят,
что сыгранными ролями вы фактически всегда недовольны...
— Как же я должен реагировать, если это действительно не очень хорошо?
— Неужели нет идеальной роли, о которой вы бы могли, перефразируя Александра
Сергеевича, сказать: «Ай да Гафт, ай да сукин сын!»?
— В театре, когда со стороны я себя не вижу, мне иногда кажется: вот сегодня
неплох, а вообще-то, черт его знает... Раневская однажды сказала: «Смотрела
картину четвертый раз — сегодня артисты играли лучше»... Так что, конечно,
многое зависит от того, какой ты, какой у тебя настрой.
«ЧЕЛОВЕКУ 20-25 ЛЕТ, А ОН
УЖЕ СВОЙ ЮБИЛЕЙ ОТМЕЧАЕТ»
— Нашумевший фильм Никиты Михалкова «Двенадцать», где вы, на мой взгляд,
блистали (впрочем, как и всегда, и это отнюдь не дежурный с моей стороны
комплимент!), лично вам дорог?
— Очень! Никита — особая в моей жизни статья, это счастье, что я его встретил
уже на склоне, как говорят, лет. Неожиданно для меня он сам придумал мне грим —
нарисовал, сделал парик. Это наслаждение было — ходить на съемки и
присутствовать на площадке не только когда он с тобой работает, но и с другими.
Вот где школа! Пожалуй, за последние годы лучше я режиссера не видел.
— Известный продюсер, создатель фестиваля «Кинотавр»
Марк Рудинштейн сказал мне, что Никита Михалков
антисемит, — вас это не смущало?
— Видите ли, какое дело — я ничего подобного не замечал, и мне кажется, это
неправда. Никита — русофоб, но я в курсе того, у кого он учился, знаю его
друзей... Когда я играл у него еврея, он не просто высказал пожелание, что не
надо быть глубокомысленным и несчастным, но и нашел интересную форму... Такими
евреев, в общем-то, представляют нечасто, а Никита именно этот образ увидел...
Если бы он был антисемитом, ничего подобного бы не случилось, вообще такой роли
бы не было!
С другой стороны, черт его знает... Сейчас еврея показывать выгодно — его
присутствие дает картине более широкий диапазон, но в то, что вы говорите, я не
хочу верить, думаю, это не так... Ко мне Никита относится замечательно, могу
смело сказать, что он меня даже любит. И я его...
— В последнее время один за другим уходят представители поколения,
создававшего выдающиеся образцы театрального и киноискусства и заставшего
блестящих мастеров: актеров, операторов, режиссеров... Вы — один из тех, на
чьих глазах прошла история советского кино и театра, — не ощущаете сейчас даже
не затишья, а какой-то девальвации культуры, общей, в конце концов, деградации?
— К сожалению, ощущаю. Свобода в том виде, в котором она появилась, очень скоро
родила уродство, и, как я постоянно повторяю, то, что делается быстро и скомканно, как правило...
— ...халтура?..
— ...некачественно. Зрелища, состряпанные на скорую руку,
публику развращают — другого она не видит и привыкает к этому, даже аплодирует
безобразиям, которые показывают в театре и по телевизору. Буквально
повсюду искажение каких-то хороших и настоящих слов, извращение классиков
(когда сказать нечего, в пьесы вставляется черт-те что), в общем, налицо падение нравов.
Сейчас на первый план вышли другие, ничего общего с искусством не имеющие
интересы, но, я думаю, этот период пройдет. Все-таки Россия — театральная Мекка
ХХ века, она научила весь мир играть в театр. Такой школой, которую создали
Станиславский, Немирович-Данченко, Таиров и Мейерхольд, не может похвастаться
ни одна страна в мире — у нас такие традиции, столько великих артистов! Стыдно,
зная, что они были и есть, делать гадость, которую нынче мы наблюдаем. Да,
критерии слишком пали, но человек гораздо богаче и
тоньше, чем то, что ему предлагают любые жанры.
— Вам не кажется, что скоро не останется никого, кто мог бы верным критериям
научить?
— Страшно представить, что будет, если такое случится, — тогда неминуем крах.
Нет, это, по-моему, невозможно, и надеюсь, ничего не исчезнет. Родятся на свет
Божий новые люди, у которых все будет в генах, в крови, иначе... Мао сказал
правильно: «Пускай расцветают все цветы», — но больно уж сорняков много, вокруг
просто избыток примитивных людей. Мы стали щедро рассыпать слова «гений»,
«звезда»...
— ...«великий»...
— ...«суперталантливый». Человеку 20-25 лет, а он уже
свой юбилей отмечает — ну что это, скажите, такое? Мы как-то привыкли, что
телевидение все-таки государственный орган, что верхи все же следят за тем,
продуктом какой свежести страну потчуют, и мне кажется, у тех, кому это отдано
в руки, должно быть чувство ответственности. Туда надо тщательнее отбирать
исполнителей, а то смотришь иные телевизионные шоу, и страшно становится...
— Раньше, на ваш взгляд, при отборе больше учитывалось наличие или
отсутствие таланта?
— Да черт его знает, но давайте смотреть не как отбирали,
а что создано. В то время, несмотря на издержки идеологии (с ней можно
соглашаться или же нет), интересного было гораздо
больше. Люди верили, отдавали жизнь за какие-то идеалы, а работали те же органы
— тот же ум, то же сердце... Я, например, оцениваю человека не по наградам и
званиям, а по тому, что он сделал, и, кстати, все великие картины создавались
неторопливо...
— Кинематографисты халтурить себе не позволяли...
— ...а сейчас все быстро, быстро, быстsро...
— Выживать надо!
— Мы стали миром экономическим, и от этого никуда, к сожалению, не деться...
Сейчас все решают деньги, и когда принимается сценарий, обсуждение начинается
не с того, что там написано, — всех интересует бюджет.