Всенародно любимый
актер Сергей Филиппов ушел из жизни голодным
|
|||||
Ровно 20 лет назад не
стало знаменитого советского комика
До того как стать
актером, Сергей Филиппов успел поработать в родном Саратове
столяром-краснодеревщиком, пекарем, садовником и даже плотником, хотя мечтал лишь
о сцене. Сергею повезло — он поступил на балетное отделение эстрадно-циркового
училища в Ленинграде. Казалось бы, еще немного, и сбудется то, о чем Филиппов
грезил, — работа в театре, лучшие балетные партии. Но однажды на репетиции
юноша потерял сознание, а когда пришел в себя, узнал, что с балетом ему
придется распрощаться: сердце не выдерживало больших физических нагрузок.
В отчаянии Сергей поступил на службу в Ленинградский театр комедии, к Акимову,
и со временем стал самым знаменитым комиком советского кино. На счету актера
всего одна главная роль — Кисы Воробьянинова в гайдаевских «12 стульях», но
Сергей Николаевич был палочкой-выручалочкой для режиссеров: его участие
обеспечивало картине популярность, даже если это был эпизод. «Меня используют, как
острую приправу к пресному блюду», — жаловался он, снявшись в «Карнавальной
ночи», «Укротительнице тигров», «Неподдающихся», «Иван Васильевич меняет
профессию», «Спортлото-82», «Собачьем сердце»... Всю жизнь актер мечтал о
трагической роли и плакал, узнав, что в картине «Когда деревья были большими»,
сценарий которой его потряс, будет играть Юрий Никулин.
Актер, обожаемый всей страной, был очень одинок. В конце жизни за ним ухаживали
чужие люди, а после смерти Сергей Николаевич несколько дней пролежал в квартире,
прежде чем его хватились...
Людмила ГРАБЕНКО
Специально для «Бульвара Гордона» 20 апреля 2010г.
АКТРИСА ЛЮБОВЬ ТИЩЕНКО: «ИЗМЕНА РОДИНЕ БЫЛА ДЛЯ НЕГО САМЫМ СТРАШНЫМ
ПРЕСТУПЛЕНИЕМ»
С актрисой «Ленфильма»
Любовью Тищенко Сергей Николаевич познакомился еще в то время, когда они вместе
снимались в картинах Надежды Кошеверовой — «Золушке», «Укротительнице тигров»,
«Синей птице», «Медовом месяце» и многих других.
— Кошеверова очень
любила работать с Сергеем Николаевичем, считала его чуть ли не творческим
талисманом и брала почти во все свои картины. Мне там тоже доставались
небольшие эпизодики. Потом мы с ним вместе служили в Театре-студии киноактера
при «Ленфильме». Филиппов всегда много снимался, но кино не являлось главным в
его жизни. Он очень любил балет и жалел, что в свое время бросил его.
— Почему так получилось?
— В юном возрасте
врачи выявили у него опухоль мозга, при таком заболевании, как вы понимаете,
балетные нагрузки противопоказаны. А ведь у него были все данные для того,
чтобы сделать прекрасную карьеру танцовщика. К тому же Филиппов был недоволен своими
ролями: ему почти не предлагали главных, лишь эпизоды. Его заслуга в том, что
он смог сделать их яркими и запоминающимися.
|
|
— Такими, как
зануда-лектор в комедии Рязанова «Карнавальная ночь»?
— Эту роль он особенно
не любил. Когда при нем кто-нибудь начинал цитировать: «Одна звездочка, две
звездочки, три звездочки...», Филиппова от злости просто трясло. Он был очень
серьезным и глубоким человеком и всю жизнь мечтал о трагической роли, но
почему-то ни одному режиссеру не пришло в голову предложить ее знаменитому
комику. В последние годы он уже рад был бы и маленькие роли играть, да только
его не звали. Впрочем, тогда кино практически не снимали, актеры выживали как
могли.
Сергею Николаевичу
особенно тяжело приходилось — пенсию платили небольшую, а помочь ему было
некому. Жил он заброшенным, голодным, никому не нужным. Я, конечно,
поддерживала его как могла — то творожок принесу, то лимончик к чаю куплю, но
ведь и мои материальные возможности не слишком велики. В то время все мы жили
трудно, даже наши маленькие зарплаты не выплачивали месяцами.
Сергей Николаевич
однажды рассказывал мне, как в блокаду работал в Театре комедии у Николая
Павловича Акимова. Когда утром шел на репетицию — на Невском, около
Елисеевского, прямо на земле лежали умирающие люди. Когда возвращался обратно,
они уже были мертвы, и кто-то даже успевал вырезать у них части тела.
|
Есть знаменитая
блокадная фотография, на которой изображен худой мужчина с коркой хлеба в
руках, очень похожий на Филиппова. Это не он, но голодал артист тогда, как и
все ленинградцы, сильно. И вот под конец его жизнь будто сделала круг и
вернулась к самым тяжелым временам — актер в последние годы очень нуждался. Так
и ушел голодным...
— Любовь Григорьевна,
как случилось, что на старости лет он остался совсем один?
— Его первая жена
вместе с сыном эмигрировали в США. Сергей Николаевич так и не смог ее простить...
И не столько за то, что оставила его, сколько за то, что предала родину. Помню,
как он со слезами на глазах говорил мне: «Не понимаю, как они могли?!».
Он был убежденным
коммунистом, человеком старой закалки, искренне верил, что СССР — страна победившего
социализма, а Америку считал средоточием всех язв капитализма. Для него измена
родине была самым страшным преступлением, которое только можно себе вообразить.
Сейчас его сын Юрий пишет воспоминания об отце...
|
С сыном Юрием. «Юра писал отцу, но
Сергей Николаевич так ни одного письма и не распечатал. Сейчас сын пишет
воспоминания» |
— Вот только что он
может рассказать, если уехал за границу ребенком... Они что же, совсем не
общались?
— Юра писал отцу, но
Сергей Николаевич ни одного его письма так и не распечатал. Возможно, боялся
прочитать там что-то, что поколеблет его негативное к ним отношение, или,
несмотря ни на что, надеялся, что родные люди еще вернутся. Как бы там ни было,
письма он не выбрасывал, а хранил дома прямо на полу, возле шкафа. Когда
Филиппов умер, конверты с содержимым куда-то подевались — наверное, их просто
выбросили.
Он любил свою первую
жену, говорил, что она очаровательная, умнейшая женщина. Сергей Николаевич
долго не мог ее забыть. А потом встретил Барабульку...
«МНЕ ЖЕ ПОЛОВИНУ МОЗГА ВЫРЕЗАЛИ, А Я ЕЩЕ НИЧЕГО!»
— Насколько я знаю,
вторая жена вернула его к жизни, отогрела?
— Да, он опять начал
шутить. Антонина Георгиевна Голубева была писательницей, сказительницей, хорошо
знала русский фольклор. Сергей Николаевич называл ее Барабулькой — есть такая
маленькая рыбка. Кстати, мы с ней познакомились до ее замужества — она работала
консультантом в картинах Игоря Владимировича Усова, где я снималась.
Антонина Георгиевна
была очень хорошим человеком, а вот хозяйкой безалаберной. Готовила плохо,
убиралась еще хуже. Как-то прихожу к ним в гости, а на Сергее Николаевиче надет
свитер... в дырочку. «Что это такое?!» — спрашиваю. Оказывается, Барабулька
вырезала ему ножницами дырочки там, где свитер поела моль. Та же участь
постигла и шубу, которую Сергей Николаевич привез ей из какой-то поездки на
Север. Барабулька повесила обнову в шкаф и просто о ней забыла, а вещь была
дорогая, хорошая.
Когда жена начала
болеть, Филиппов, который до этого никогда ничего не делал по хозяйству, сам
стал ходить по магазинам — с авоськой, в которой лежали картошка, молоко и
хлеб, и выглядел очень комично. Вообще, удивительная была пара — оба очень
симпатичные, но совершенно неприспособленные к жизни.
|
Любовь Тищенко: «Жил
он заброшенным, голодным, никому не нужным» |
Антонина была старше
мужа почти на 20 лет и ревновала Филиппова абсолютно ко всем, в том числе и ко
мне, хотя я никаких поводов не давала. Мы даже не шутили на эту тему. Жили они
хоть и бестолково, но весело, были очень привязаны друг к другу. А вот когда Барабульки
не стало, ему пришлось совсем худо.
— Кроме вас, актеру
совсем никто не помогал?
— Ну почему же? В
последние полгода с ним жил его друг Константин Николаевич, которого Филиппов
знал еще по балетному училищу. Сергей Николаевич тогда уже не пил — здоровье не
позволяло. Раньше-то он сильно за воротник закладывал. А тут, бывало, приду к
нему, а они сидят, классическую музыку слушают, о литературе разговаривают. Мне
с ними было интересно.
Много помогал коллеге
актер Виталий Матвеев, которого вы должны помнить по роли батьки Махно в первой
экранизации романа «Как закалялась сталь». Мы с ним вместе по всему городу
искали для Сергея Николаевича обувь, а задача эта не из легких — у Филиппова
был 47 размер ноги. Часто навещал его и актер Олег Белов. Я приходила — что-то
готовила, убирала, стирала. Хозяин тогда совсем уже махнул рукой на свой
внешний вид, а мне хотелось, чтобы он был чистеньким, опрятным. В это время с
ним уже достаточно трудно было общаться. Когда я приходила, мог даже матом меня
послать: дескать, чего приперлась, иди к такой-то матери!
— А вы что же?
— Старалась не
обращать на это внимания, понимала, что имею дело с несчастным и больным
стариком. К тому же он великий актер, значит, ему можно многое простить.
Поэтому отвечала: «Никуда я не пойду! Мне надо прибраться, приготовить
что-нибудь, да и рубашечку пора уже постирать». Он стоял, опешив: как это так,
почему его не боятся, не обижаются?!
По правде говоря,
Филиппов был человеком нетерпимым, с трудом переносил народное внимание.
Поклонникам от него иногда доставалось, тем более что вели они себя порой
просто бестактно: буквально хватали его за руки, за одежду.
Популярность-то у него
была сумасшедшая, каждому хотелось хотя бы дотронуться до своего кумира, а
Сергей Николаевич очень болезненно воспринимал чужие прикосновения. Я ему даже
ногти не могла подстричь, каждый раз эта, казалось бы, простейшая процедура
становилась проблемой: у него на кончиках пальцев на редкость чувствительная
кожа, поэтому было больно. К тому же он сильно болел и из-за этого тоже
срывался на окружающих. Кстати, далеко не всех Сергей Николаевич подпускал
близко к себе, о коллегах очень резко отзывался, зло и смешно их копировал, —
мы хохотали до слез! — а меня вот подпустил.
|
С Фаиной Раневской в фильме «Золушка»,
1947 год |
— Как вы думаете,
почему?
— Он принимал людей
безоговорочно, не анализируя: человек ему либо нравился, либо нет. Я была не
лучше и не хуже других, просто, видимо, наша с ним энергетика совпадала. В
отличие от многих я его не раздражала. До сих пор казню себя за то, что, как
мне кажется, очень мало времени ему уделяла.
— Чем он болел?
— Ну, об опухоли мозга
я вам уже говорила. К счастью, ее успешно прооперировали, и особых проблем не
было. Вот только темечко у Филиппова никак не зарастало: у него там вместо
кости была тонкая пленка. Помню, когда мы еще работали в Театре-студии
киноактера, он мне как-то сказал: «Потрогай пленочку!». Это было так страшно! А
Сергей Николаевич еще находил в себе силы шутить на эту тему. «Вот, — говорил,
— министр Фурцева меня не любила, говорила, что дурак. Мне же половину мозга
вырезали, а я еще очень даже ничего!».
— Кто прославленного
комика провожал в последний путь?
— На похороны пришли и
его старые друзья, не имеющие к кино никакого отношения, и все наши актеры. А
вот из родственников не было никого. У Барабульки остались дочь и внучка, но
они повели себя крайне непорядочно.
Когда Филиппов был
жив, они им совсем не занимались. Зато когда умер, буквально за день вывезли из
квартиры все наиболее ценное — мебель, какие-то сервизы. Помню, мне нужно было
взять его документы, чтобы все для похорон оформить, а они в вещах роются. Я
тогда не выдержала, накричала на них: «Дайте хоть похоронить человека спокойно,
успеете еще все вынести!». И поминки тоже мы сами устраивали. Часто пишут, что
Гильдия актеров и киностудия устранились, но это неправда — они очень помогли.
— Что-то о нем на
память у вас сохранилось?
— Ничего, и сейчас я
очень жалею об этом. Была где-то книжка, которую Сергей Николаевич мне когда-то
подарил (у него была роскошная библиотека), но затерялась, не могу найти. При
жизни он мне говорил: «Бери любые книги!», но я всегда отнекивалась: «Мне
ничего не надо». Не за этим к нему ходила, просто жалела его и хотела помочь. И
фотографий у нас с ним совместных не осталось, кроме одной — сделанной во время
его юбилея. Его тогда отпустили из больницы, чтобы мог по-человечески
отпраздновать день рождения дома. Он был Божий человек — ранимый, непонятый и
очень несчастный. Таким я его запомнила.
|
Олег Белов: «По тем
временам его популярность можно было сравнить только с гагаринской» |
АКТЕР ОЛЕГ БЕЛОВ: «ЗАЧЕМ ВЫ ТАК МНОГО КУРИТЕ?» — СПРОСИЛ Я. «ЧТОБЫ ПОБЫСТРЕЕ
УМЕРЕТЬ», — ОТВЕТИЛ ФИЛИППОВ»
Олег Белов, которого с
Сергеем Филипповым связывала многолетняя дружба, считает, что в воспоминаниях
об актере существует явный перекос: «Чаще всего рассказывают о том, какие роли
и в каких картинах он сыграл. А мне кажется, нужно прежде всего рассказывать,
каким он был человеком — непростым, противоречивым, но невероятно обаятельным».
— Никогда не забуду,
как впервые увидел «живьем» Сергея Николаевича. Иду как-то на киностудию
«Ленфильм» и глазам не верю — навстречу по Кировскому проспекту шагает
Филиппов. По тем временам его популярность можно было сравнить только с
гагаринской.
Я замер: жду, когда
всеобщий кумир пройдет мимо. А он раз, и свернул в дверь дома, где был
небольшой буфет. Я за ним. И стал свидетелем потрясающей картины: Филиппов
входит, делает шаг вперед к стойке, а бармен за ней отступает на шаг назад и
поворачивается к нему спиной. Артист делает еще шаг, бармен берет бутылку с
буфета, еще шаг — откупоривает ее. Сергей Николаевич приблизился к стойке
именно в тот момент, когда в стакане плескалось граммов 100 коньяка.
Я долго рассказываю,
на самом деле они действовали удивительно быстро и синхронно — как в балете на
льду. Сразу становилось понятно, что Филиппов уже десятки раз приходил сюда, не
нужно было ни просьб, ни разговоров. Выпил и, не расплачиваясь, вышел опять на
улицу.
— Он сильно закладывал
за воротник?
— Скажем так, жил
насыщенной жизнью популярного человека. Тем более что сыгранные им персонажи
позволяли его поклонникам при встрече говорить: «О, Сережа, пойдем выпьем!». А
он и не отказывался. Ну а дружба наша началась с драки.
— Кто с кем дрался?
— Дело в том, что
Театр-студия киноактера, в которой мы с Сергеем Николаевичем работали,
шефствовала над комбинатом «Апатит» в Хибинах Мурманской области. И вот однажды
зимой нас пригласили на празднование какого-то очередного юбилея комбината.
Компания подобралась небольшая — Сергей Николаевич, я и заместитель директора
киностудии. И вот утром у меня в гостиничном номере раздается звонок. Снимаю
трубку: «Это Филиппов. Я тебя, наверное, разбудил, но уже пора вставать, потому
что буфет открывается в восемь». А я спросонья ничего понять не могу: «Ну и
что?». — «Ну так пойдем, — говорит он мне, — по безобразию». Как я потом узнал,
это было его любимое выражение.
|
Второй женой актера стала Антонина
Голубева по прозвищу Барабулька. Когда Барабулька умерла, Сергею Филиппову
пришлось совсем худо |
Пошли мы с ним, он
выпил рюмку коньяка, позавтракали и к 10-ти поехали во Дворец культуры. Там
вручали какие-то грамоты работникам комбината, выносили и заносили знамена, а в
качестве подарка выступили мы. Сначала я пел, играл на гармошке, на гитаре, а затем
объявили Сергея Николаевича. Когда он вышел, весь зал встал и устроил ему
бешеную овацию.
Закончилось все это
часа в три, а на вечер нас пригласили в ресторан на банкет. Поначалу все шло
хорошо, так как с нами за столом сидело какое-то местное начальство. Но когда
все выпили, народ расхрабрился и начал подходить к гостю за автографами.
Сначала по одному, а потом целыми толпами: наш стол окружили так, что вздохнуть
нельзя. А Сергей Николаевич был не очень сдержанным человеком, и я видел, что
он потихоньку начинает закипать, тем более что тоже выпил...
Кто-то уже начал
панибратски хлопать его по плечу: «Сережа!». А когда молодая женщина, распихав
всех, сорвала с шеи газовый шарфик, разложила его на столе перед Филипповым:
«Вот здесь мне автограф оставьте!», он буквально взорвался: «Да пошла ты к
такой-то матери, сука!». А дамочка пришла не одна, а с мужем, тот уже бежит к
нашему столику: «Да что вы себе позволяете! Совсем обнаглели!». Сергей
Николаевич повернулся и адресовал его туда же, куда перед этим послал жену.
Шум, паника!
Филиппов выскакивает
из-за стола и бежит через весь зал, я — за ним: «Подождите!». Спускаемся со
второго этажа, а нам навстречу поднимается ничего не подозревающий пожилой
мужчина. С улыбкой он распахивает руки: «Сергей Николаевич!».
Артист разворачивается
и как вмажет ему! И вот мы выбегаем на улицу — зима, мороз, к тому же он
подвернул ногу. Хорошо, что хоть гостиница была недалеко. Я довел его туда и с
большим трудом успокоил. Утром, когда мы садились в поезд, со стороны, наверное,
казалось, что люди возвращаются с войны: он хромал, я его поддерживал. В купе
мы опохмелились (об этом начальство позаботилось), и Сергей Николаевич сказал:
«Знаешь, Олежек, никогда и ни с кем не езжу на концерты, а с тобой я бы
поехал». С этого началась наша концертная дружба.
«ОН НЕ СДЕРЖИВАЛ СВОИХ ЭМОЦИЙ, НЕ СТЕСНЯЛСЯ В СЛОВАХ И ВЫРАЖЕНИЯХ. ОСОБЕННО
КОГДА ВЫПИВАЛ»
— Выходит, вы для него
были человеком, проверенным в бою?
— Так уж получилось.
Мы с ним побывали в разных концах нашей страны, и всегда его приезд был для
местных жителей огромным событием. Да, Филиппов не сдерживал своих эмоций, не
стеснялся в словах и выражениях, особенно когда выпивал, но со временем я
научился им управлять. Надо сказать, что, куда бы мы ни приезжали, нас
принимали по первому разряду: на перроне или у трапа самолета всегда стоял
первый секретарь райкома, Сергея Николаевича тут же сажали в машину и везли
обедать. А какой обед без бутылки? Но тут я был тверд и требовал, чтобы
спиртное убрали: мне же вечером с ним выступать, что я потом буду делать?
|
У знаменитого актера
за всю жизнь была всего одна главная роль — Киса Воробьянинов в картине
Леонида Гайдая «12 стульев», 1971 год |
Филиппов, правда,
поначалу пытался протестовать: «Да что такое?!». Но я его быстро успокаивал:
«Вы, Сергей, лучше молчите!». Бывало, что он успевал где-то принять на грудь,
но я это тут же замечал: «Сергей Николаевич, как вам не стыдно!». А он
по-детски наивно оправдывался: «А я что? Я ничего! Ты что, видел, как я
выпивал?!».
— Что он рассказывал
во время встреч со зрителями?
— О съемках вспоминал,
какие-то байки придумывал. С каждым годом выступать ему было все труднее и
труднее — сказывались возраст и болезни. Ему вообще можно было ничего особенно
не выдумывать — просто выходить и рассказывать пару анекдотов. С учетом его
мимики, жестов, интонаций все, что он говорил, было смешно — он в этом смысле
был уникальным исполнителем, и если бы решил выйти и прочитать со сцены
телефонную книгу, думаю, люди в зале все так же умирали бы от смеха. Это при
том, что Сергей Николаевич не украшал свои выступления никакими спецэффектами.
Он, например, не
признавал концертных костюмов, выступал в том же, в чем ходил каждый день. Его
главным требованием к одежде было удобство, особенно это касалось обуви.
Однажды я не выдержал: «Сережа, ну нельзя в домашних туфлях выходить на
сцену!». — «Мне в ботинках жарко», — парировал он. «Хорошо, — сказал я, — куплю
вам сандалии, в них не жарко». Как удалось раздобыть ему сандалии 47-го размера
— отдельная история, но Сергей Николаевич надел их всего пару раз, а потом
снова вышел на сцену в старых растоптанных туфлях. И я сдался. Зачем мучить
человека? Публика все равно прощала ему все.
— Как складывались
отношения Сергея Николаевича со второй женой?
— Антонина Георгиевна,
она же Барабулька, была совершенно под стать супругу — такая же бесхитростная и
наивная. А как трогательно они друг к другу относились! Как-то поздно вечером
мы с ним прилетели откуда-то с концертов, на улице зима, холодно. Я пошел за
машиной, которую оставил на стоянке в аэропорту, а Сергея Николаевича оставил
получать багаж. Пока отгреб машину от снега, пока подогнал... Прихожу —
чемоданы уже стоят у ног Филиппова. И он так виновато мне говорит: «Знаешь, я
уже Барабульке позвонил!». — «Зачем? — удивился я. — Мы еще не скоро доедем,
она же будет нервничать».
Подъезжаем мы к их
дому, а жили они на канале Грибоедова, въезжаем под арку во двор — вижу, стоит
фигура в валенках, каком-то бесформенном пальто и старом пуховом платке. Ночью,
на морозе — ждет. «Зачем она здесь?» — спрашиваю я Сергея Николаевича. «Ну как
это, — удивился он, — меня встречает».
Я вышел первым,
Барабулька подбежала ко мне: «Почему вы так долго?!». А потом подошла поближе и
шепотом спросила: «Но он не заезжал к ней?». Я опешил: «К кому?». — «Как к кому
— к буфетчице!». Представляете, она его ревновала! И это при том, что ему в то
время было под 70, а ей уже за 80. Лирическая пара.
«КАК-ТО Я СПРОСИЛ: «СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, А ГДЕ ВАШ СЫН?». — «КАК ГДЕ? — ОТВЕЧАЕТ.
— УМЕР! А Я ДАЖЕ НА ПОХОРОНЫ ЕГО НЕ ПОШЕЛ»
— Такое впечатление,
что, дожив до седых волос, Сергей Николаевич остался ребенком!
|
«Иван Васильевич меняет профессию»,
шведский посол, 1973 год |
— Так оно и было!
Однажды мы собрались на гастроли, а афиши кончились. У меня был блат в
типографии, и я договорился, что мне отпечатают за два дня, но с готовых клише.
В другой типографии согласились сделать это клише, но подпольно: через
проходную его нужно было вынести на себе. Вы видели когда-нибудь клише? Это как
будто фото, но на металлической основе и отливает всеми цветами радуги, словно
бензин на асфальте. Заправили мне эту штуку — сантиметров 45 на 30 — под
рубашку, и я с прямой спиной приехал к Филиппову домой. Он пришел в полный
восторг. «Барабулька, — кричит, — посмотри, что мне Олежка сделал — такого
красивого портрета у меня никогда не было!». — «Сергей Николаевич, — объясняю я
ему, — это не портрет, а клише, чтобы печатать афиши!». И тут он произнес
гениальную фразу: «А дашь мне хотя бы одну афишку?».
— Вы так тесно
общались до конца его жизни?
— Со временем жизнь
нас развела. Отношения начали затухать, когда мы перестали ездить с концертами,
— нас ведь в основном работа связывала. Когда умерла Барабулька, он остался
совсем один и как-то поник. Приходя на «Ленфильм», я часто видел, что он сидит
в углу в кресле и смотрит в одну точку.
Говорят, просиживал
так часами. Время от времени я приезжал к нему, усаживал в машину и вез в
магазин, чтобы купить что-то из одежды и еды, но он уже ко всему относился
равнодушно, его ничего не радовало. Как-то я пришел к нему и поразился, какой
грязной и запущенной стала его квартира. И страшно накурено — во всех комнатах
банки с окурками. «А я вот все болею», — грустно сказал он мне. «Зачем же вы
тогда столько курите?!» — не выдержал я. Он так грустно на меня посмотрел и
горько сказал: «А это чтобы побыстрее умереть».
— О сыне своем
что-нибудь рассказывал?
— Никогда и ничего. Да
я его и не спрашивал — понимал, что ему больно будет об этом говорить. Но
однажды разговор все-таки зашел о детях, и я спросил: «Сергей Николаевич, а где
ваш сын?». — «Как где? — отвечает. — Умер! А я даже на похороны его не пошел».
Долгое время я был уверен, что так оно и есть, пока не узнал, что смерть и
отъезд на ПМЖ в Америку были для Сергея Николаевича вещами равносильными.
— По иронии судьбы сын
ведь тоже не приехал на похороны отца.
— Его сын Юра появился
в Ленинграде спустя много лет после смерти Сергея Николаевича, пришел в Театр
комедии, в котором Филиппов работал многие годы, сулил актерам гастроли в
Америке. Естественно, ничего из этого не получилось. Звонил и мне несколько
раз, предлагал встретиться, но я, памятуя о том, что сам Сергей Николаевич
исключил его из своей жизни, отказался.