MIME-Version: 1.0 Content-Type: multipart/related; boundary="----=_NextPart_01CA7940.C03D4870" Данный документ является веб-страницей в одном файле, также называемой файлом веб-архива. Если вы видите это сообщение, значит, данный обозреватель или редактор не поддерживает файлы веб-архива. Загрузите обозреватель, поддерживающий веб-архивы, например Windows® Internet Explorer®. ------=_NextPart_01CA7940.C03D4870 Content-Location: file:///C:/268492B4/fart.htm Content-Transfer-Encoding: quoted-printable Content-Type: text/html; charset="us-ascii"
Федор
Алексеевич
Фартусов –
кинорежиссk=
7;р
и оператор
|
Федо=
1088;
Алексеевич
Фартусов |
Совр
=
77;менники,
стоящие
слишком
близко к изв=
077;стным
людям,
никогда не
видят их
истинных
масштабов.
Только врем=
03;
вносит
поправку в
оценку
значимости
личности.
Этим
обусловленl=
6;
запоздалое
преклонениk=
7;
перед
талантом
моего
старинного
=
76;руга
и товарища п=
086;
профессии кинор=
;ежиссера
и оператора
Федора
Алексеевичk=
2;
Фартусова.
В 1959
году после
окончания
Ленинградсl=
2;ого
института
киноинженеl=
8;ов
я приехал по
распределеl=
5;ию
на работу в
киногруппу
Владивостоl=
2;ской
студии
телевидениn=
3;.
Студия сни
=
84;ала
немые сюжет
=
99;
на 35мм плёнку
и с моим прие=
1079;дом
связывала
надежду
осуществитn=
0;
производстk=
4;о
звуковых
документалn=
0;ных
фильмов.
Правда, к
осуществлеl=
5;ию
этого
желания не
было ни тон-а=
1090;елье,
ни
аппаратуры
записи и
перезаписи
=
79;вука,
ни
стабильной
проявки
негатива
оптических
фонограмм
Руко
=
74;одство
студии
направило
меня в коман=
076;ировку
в Хабаровск
на
Дальневостl=
6;чную
студию
кинохроникl=
0;,
чтобы
изучить опы
=
90;
организациl=
0;
тон-ателье
для
магнитной п
=
77;резаписи
звука и
режимов
проявки
оптических
фонограмм в
условиях
малобюджетl=
5;ых
фильмов.
На
вокзальной
площади
Хабаровска
меня встрет
=
80;л
на гранитно
=
84;
постаменте
бронзовый
Еровей
Павлович
Хабаров в
стрелецкой
шапке. Сразу
повело духо
=
84;
вольного
«ганзейскоk=
5;о»
города.
Автобусом я
доехал до
конечной ос
=
90;ановки
–
«Комсомольl=
9;кая
площадь».
Спустился п
=
86;
широким,
спадающих
каскадом к
Амуру-батюш
=
82;е,
лестниц. Вод=
099;
Великой Рек
=
80;
разрезали
комфортабеl=
3;ьные
пассажирскl=
0;е
теплоходы,
стремительl=
5;ые
катера,
большие
грузовые па
=
88;оходы.
В каком-то
смысле горо
=
76;
нес отпечат
=
86;к
столичной
ухоженностl=
0;
и порядка в
отличие от
«хабалистоk=
5;о»
Владивостоl=
2;а
конца 50-х
годов.
Даль
=
85;евосточная
студия
кинохроникl=
0;
располагалk=
2;сь
в бывшем
здании
электростаl=
5;ции
на берегу
Амура. В
летние
месяцы рядо
=
84;
со студией
стихийно
возникал
городской п
=
83;яж
с
вдохновеннl=
6;
красивыми
девушками н
=
72;
все вкусы.
Справа, есл=
080;
встать лицо
=
84; к
зеркалу
могучей рек
=
80;,
высился уте
=
89;
с каменной
ротондой
городского
парка, а за
ним, сорвавш=
080;сь
с эстакады
правого
берега, слов=
085;о
стальная
тетива,
перекинулсn=
3;
через
широкий Аму
=
88;
мост. Сквозь
стальную
паутину
пролетов
медленно с
опаской
катили
составы к
Великому Ок
=
77;ану.
Мост был
последним
звеном
Транссибирl=
9;кой
магистрали,
соединившиl=
4;
в 1916 г. железно
=
76;орожными
рельсами
Европу с
Тихим океан
=
86;м.
Я так
подробно
остановилсn=
3;
в описании
координат
расположенl=
0;я
здания
Дальневостl=
6;чной
кинохроникl=
0;,
поскольку
сегодня сам
=
72; студия,
её коллекти
=
74;
понесли
невосполниl=
4;ые
утраты. Уже
нет
раритетногl=
6;
здания, - его с=
несли
в годы
развала
страны. Нет в
живых моих п=
077;рвых
знакомых по
этой
командировl=
2;е:
начальника
цеха проявк
=
80;
Василия
Кирилловичk=
2;
Харлова,
установщикk=
2;
света Игоря
Полякова, ди=
088;ектора
студии
Владимира
Павловича А
=
83;ёхина,
легендарныm=
3;
операторов
Ивана Ивано
=
74;ича
Чешева, Саши
Личко, Юры
Волкова. Нет
и виновника
этой статьи,
кому
посвящены
мои
воспоминанl=
0;я.
А в
тот день лет=
072;
1961 года я робкl=
6;
стоял у поли=
089;адника
студийного
здания, не
предполагаn=
3;, что
останусь на
Дальнем
Востоке на
всю оставшу=
02;ся
жизнь, буду
неоднократl=
5;о
посещать эт
=
91;
студию,
работать с е=
105;
операторамl=
0;
и Хабаровск
на долгие
годы станет
для меня
вторым домо
=
84;.
В
студию я
попал через
техническиl=
1;
вход в огром=
085;ый
ангар со
стеклянной
крышей, напо=
076;обие
знаменитой
московской
студии Дран
=
82;ова.
Слева от
вахтера был
=
80;
фанерные
операторскl=
0;е
кабины,
справа - тон-а&=
#1090;елье.
По периметр
=
91;
второго
яруса
располагалl=
9;я
балкон, на
который
выходили
двери монта
=
78;ных
комнат и
служебных
помещений. В
центре
большого
зала зелене
=
83;
прямоугольl=
5;ик
теннисного
стола. У
стены, при вх=
1086;де
в тон-ателье
стояли
обшарпанныk=
7;
кресла с
журнальным
=
89;толиком.
Группа
операторов
лениво поку
=
88;ивали
сигареты,
стряхивая
пепел в
жестяную
коробку
из-под
пленки. В ней
уже высился
могильник и
=
79;
окурков. На
улице было +30 г=
;радусов
изнуряющей
жары. Повсюд=
091;
растекаласn=
0;
лень
полуденной
истомы. От
столика нес
=
83;о
потом,
табаком и
легким
алкоголем.
Над дверью т=
086;н-ателье
светилось
табло «Тихо
идет переза
=
87;ись».
Меня
встретил
главный
инженер
Виктор Мали
=
85;ский,
очень
любезный
небольшого
росточка
чернявый
человек. И с
разрешения
недовольноk=
5;о
режиссера,
сопроводил
меня в тон-ат=
1077;лье,
где шла
перезапись
нового
фильма о неф=
090;яниках
Сахалина. За
пультом в
автономном
освещении
настольной
лампы сидел
=
80;:
Борис
Сарахатуноk=
4; -
тот самый
недовольныl=
1;
режиссер,
оператор
Федор
Фартусов и
звукоопераm=
0;ор
Владимир
Волков.
Стул=
00;я
были жестки
=
77;,
скрипучие. Н=
086;
вертеться
было неловк
=
86;.
Так я просид=
077;л
в неудобной
позе всю
перезапись.
От увиденно
=
75;о
киноматериk=
2;ла
мысли в
голову лезл
=
80;
всякие. И, чег
=
86;
греха таить,
я побаивалс=
03;
в коротких
перерывах
перезарядкl=
0;
пленок
задать
вопросы
звукоопераm=
0;ору,
а тем более
строгому
режиссеру.
Наше
знакомство
состоялось
после того,
как Володя
Волков
окончил
сведение
фонограмм
одной из
частей, и все
вышли на
перекур. Сар=
072;хатунов
– восточный
человек с
усами - показ=
1072;лся
мне
нелюдимым,
«шибко»
важным, вечн=
086;
недовольныl=
4;
субъектом.
Володя
Волков, тихи=
081;
и
малоразговl=
6;рчивый
человек, был
озабочен
претензиямl=
0;
режиссера к
качеству
звучания
фонограммы.
Один Федор
Фартусов,
похожий на
молочно-рум=
03;ного
шведа,
проявил ко
мне
неподдельнm=
9;й
интерес: ста=
083;
расспрашивk=
2;ть
о Питере, о
моем пребыв
=
72;нии
на Дальнем
Востоке, о
выразительl=
5;ости
только что
просмотренl=
5;ого
материала.
Опер
=
72;торская
работа
Федора
Алексеевичk=
2; о
нефтяниках
Сахалина
(фильм
«Трудная не
=
92;ть»)
была
великолепнk=
2;.
Съемки зимо
=
81;
всегда сопр=
03;жены
с тяжестями
работы в
условиях св
=
77;рхнизких
температур
=
80;
передачи
сверхярких
фактур снеж
=
85;ых
плоскостей. =
048;
Федор
Алексеевич
проявил
незаурядныl=
1;
талант
художника,
снимая
зимние
пейзажи в
контровом и
заднебоковl=
6;м
свете. При
таком
солнечном
освещении х
=
86;рошо
передается
шероховатаn=
3; факту=
;ра
снега. Его
выпуклости
ясно
вырисовываn=
2;тся
бликами кон
=
90;ражура.
В глубине
кадра вся
снежная
поверхностn=
0;
сверкает в
лучах
контрового
солнца. Прос=
090;ранство
при таком
освещении
выявляется
за счет
хорошей
проработки
воздушной
среды. Все
эти доводы я
изложил
Фартусову,
чем вызвал
его
удивление
своими
познаниями
=
74;
области
операторскl=
6;го
мастерства.
Это был перв=
099;й
шаг к нашему
сближению н
=
72;
профессионk=
2;льной
основе,
которое со
временем
переросло в
товарищескm=
1;ю
дружбу. В те
минуты я с
благодарноl=
9;тью
вспоминал
моих
институтскl=
0;х
педагогов п
=
86;
фотографии
=
80;
операторскl=
6;му
делу.
Федо
=
88;
Алексеевич
по манере
держаться
был человек
=
86;м
столичным,
бывалым.
Много знал, м=
1085;ого
видел. Легко
сходился с
людьми. Был
остроумным,
ярким, с
быстрой
реакцией на
всё новое.
Его бритая
голова горд
=
86;
покоилась н
=
72;
широких
плечах.
Тяжелые руки
выдавали в
нем умельца =
080;
технаря. Реч=
100;
была
правильной, =
089;
мягким
московским
произношенl=
0;ем.
Я никогда не
слышал от
Федора
Фартусова
площадной
брани, что
было
свойственнl=
6;
многим пред
=
89;тавителям
нашей
профессии. Д=
072;
и с юмором у
него всё был=
086;
в порядке.
Общаться с
ним при встр=
077;чах
мне всегда
было легко и
приятно. Он
по-мужски бы=
083;
статен и
красив. Слыл
человеком, с=
086;вершенно
другого
интеллектуk=
2;льного
наполнения,
нежели его
коллеги
операторы. В
общем,
чувствовалk=
2;сь
в нем
нездешняя
порода. Федо=
088;
Алексеевич
настолько
был фактури
=
89;тым
и уверенным =
074;
себе
человеком,
рыцарем без
страха и
упрека, что
его без
всякой запи
=
89;и,
только по
телефонномm=
1;
звонку,
считали за ч=
077;сть
принять у
себя первые
секретари
обкомов и
крайкомов
Дальнего
Востока для
решения
вопросов
масштабных
съемок или
просмотра
новых
киноработ
Дальневостl=
6;чной
студии
кинохроникl=
0;.
Роди
=
83;ся
Федор
Алексеевич
=
74;
Москве в 1926
году. После
окончания
школы
получил
специальноl=
9;ть
шофера. В 1943 г.
начал
работать на
Центральноl=
1;
студии
кинохроникl=
0;
начальникоl=
4;
отдела
снабжения
фронтовых
киногрупп.
После
демобилизаm=
4;ии
вернулся на =
062;ентральную
студию
документалn=
0;ных
фильмов и с 1950
по 1955 г. работа
=
83;
на разных
должностях.
В 1956 г. Ф.
А. Фартусов с
женой и сыно=
084;
приехал на Д=
072;льний
Восток и ста=
083;
работать на
Дальневостl=
6;чной
студии
кинохроникl=
0;
режиссером
=
80;
оператором.
Им было
создано око
=
83;о
1000 сюжетов для
киножурналk=
2;
«Дальний Во
=
89;ток»,
«Новости
дня», которы=
077;
демонстрирl=
6;вались
на местном и
союзном
экране. Он
снимал
фильмы:
«Трудная
нефть»,
«Остров
Командора» (=
086;ба
в 1961), «Есть в
океане
земля» (1962), "На Се=
;вере
Дальнем",
"Рыбачка",
"Встречи в
Хабаровске"
и т. д. Федор
Алексеевиm=
5;
Фартусов
участвовал
=
74;
создании
фильма о Бух=
072;рестском
фестивале
молодежи и
студентов.
Киноочерк
"Сахалински=
;е
лесорубы" дk=
7;монстриров=
072;лся
на
Международl=
5;ом
кинофестивk=
2;ле.
По
своим
жанровым и
стилистическим
особенностn=
3;м
это очень
разные лент
=
99;,
раз=
083;ичен
в них и
уровень
мастерства.
Но при
всей
несхожести
ситуаций и
средств выражения
их
объединяет
настоящая
влюбленность
в материал,
желание
автора показать
людей и
окружающую
обстановку с
позиции
соучастия и
взволнованl=
5;ого
сопе=
1088;еживания,
без которых
немыслима н
=
80;какая
форма
документалn=
0;ной
кинопублицl=
0;стики.<=
/span>
У
каждого
режиссера
есть фильм,
который в по=
083;ной
мере
выражает ег
=
86;
темпераменm=
0;,
высокое
профессионk=
2;льное
мастерство,
квинтэссенm=
4;ию
его таланта,
если хотите,
его гениаль
=
85;ость.
У Федора
Алексеевичk=
2;,
с моей точки
зрения, тако=
081;
картиной
является
фильм «Рыба
=
95;ка».
По точности
выбора
героини
ленты, по про=
1089;тате
изложения
сюжета, по
выразительl=
5;ости
операторскl=
6;й
работы, по
мастерству
звукоопераm=
0;ора
– эта картин=
072;
была
истинным ше
=
76;евром
документалn=
0;ного
киноискуссm=
0;ва!
Ког=
;да
я смотрел пр=
086;стой и
безыскусныl=
1;
фильм
«Рыбачка» я с
огромным ин­=
;тересо=
084;
выслушивал
все, что
говорит мне с экран&=
#1072;
эта
прекрасная
=
80; добрая,
дале
=
82;о
не молодая
Личность
бригадира
рыболовецкl=
6;го
колхоза,
простой, но
очень
выразительl=
5;ой
корейской
женщины по
имени
Хан,
просле=
1078;ена
в «Рыбачке»
без ка=
1082;ого-либо
декларативl=
5;ого
посыла на
героический
сюжет. Обыд=
077;нность
обстановки повседневны&=
#1093;
забот
колхозного
вожака и его
соратнико=
в
детально
фиксируетсn=
3; объект=
1080;вом
и микрофоно
=
84;. В
результате
накопления
фактов зритель
приходит к
эмоциональl=
5;ому
выводу о то=
084;,
как высока и
благородна
миссия
человека труда.
Я
настойчиво
выпытывал у
Федора
обязательнm=
9;е,
как мне
казалось,
секреты его
мастерства,
стараясь
проникнуть
=
74;
фаустовскуn=
2;
лабораториn=
2;
его
творчества,
разгадать
таинственнm=
1;ю
алхимию
режиссерскl=
0;х
решений. Сек=
088;етов,
конечных, он
К
сожалению,
сегодня
документалn=
0;ное
кино в нашей
стране не на
первом мест
=
77;.
Его оттесни
=
83;и
развлекатеl=
3;ьное
телевидениk=
7;,
Интернет и
массовые
подзаборныk=
7;
издания.
Настоящее
документалn=
0;ное
кино
многограннl=
6;.
Оно и
лекарство и
конфета.
Учебник и ра=
079;влечение.
Взгляд в
прошлое, в
настоящее и
будущее. Жал=
100;
только, что
многие
сейчас, в том
числе и
государствk=
7;нные
мужы, забыва=
102;т
об этой
многограннl=
6;сти
Её
величества
документалn=
0;ного
кинематогрk=
2;фа.
Как т=
086;
в очередной
мой приезд в
Хабаровск, Ф=
077;дор
(мы уже были
на ты) позвал
меня в гости
к себе домой. &=
#1053;а
улице стоял
=
72;
изнуряющая
городская
жара. «Эх,
сейчас бы
хорошо
покушать
холодной бо
=
90;виньи
с осетриной,
под водочку =
089;
зеленым луч
=
82;ом,
с ядреным
квасом!!» -
произнес
Федор, вспом=
080;ная,
наверное,
знаменитогl=
6;
дядю Гиляя –
московскогl=
6;
гурмана,
писателя и ж=
091;рналиста.
В словах
Фартусова
прозвучало
=
85;еобузданно=
1077;
раблезиансl=
2;ое
сладострасm=
0;ие.
Федор лукав
=
86;
прищурился,
собрав веки
добрейшими
морщинками.
Белёсые
глаза его ув=
083;ажнились. Губы
поплыли в
плотоядной
усмешке, при=
086;ткрыв
ряд ровных
чистых зубо
=
74;.
«Люблю поэз
=
80;ю
в еде!» -
заключил
Федор свою
кулинарную
=
90;ираду.
Я не стал
переспрашиk=
4;ать,
что такое бо=
090;винья,
решив, что
это знакома=
03;
мне с детств=
072;
окрошка и бы=
083;
не далек от
истины,
заглянув пр
=
80;
случае в
словарь Дал=
03;.
Фартусов
позвонил
домой жене,
сообщив, что
приедет на
обед с
«высоким
гостем» из
Владивостоl=
2;а.
Мы
взяли
студийную
машину и
рванули на
улицу
Лермонтова,
прихватив п
=
86;
пути, как и
положено,
флакон
«Столичной&raqu=
o;.
Жена Федора =
211;
Сталина –
приготовилk=
2;
вкусный обе
=
76;
из 4 блюд,
проявив в
застолье
старомоскоk=
4;скую
щедрость. На=
096;
флакон исще
=
79;
в недрах
холодильниl=
2;а
и ждал там
своего часа,
а на
крахмальноl=
1;
скатерти
появился
запотевший
хрустальныl=
1;
графинчик
«родимой» в
окружении
рюмок
венецианскl=
6;го
стекла. Со
словами: «На=
084;
каждый гост=
00;
дарован
Богом»
красивой
холеной рук
=
86;й,
обремененнl=
6;й
кольцами,
Сталина-хан
=
91;м
- она была
родом из Бак=
091;
- разнесла по
нашим тарел
=
82;ам
не ожидаему=
02;
ботвинью, а
нечто к
=
72;вказское
-
«шурум-буру
=
84;»
из молодого
барашка,
приправленl=
5;ого
адской
смесью
пряностей. И =
1085;аша
компания
понеслась в
рай
плотоядных
=
74;осторгов,
орошая сухи
=
77;
глотки
огненной во
=
76;ой.
За
обедом мы
обсуждали
судьбы
человечестk=
4;а
и советског
=
86;
кинематогрk=
2;фа.
Затем
слушали
пластинки с
записями
старой
классическl=
6;й
музыки.
Рассматривk=
2;ли
объемную
коллекцию о
=
90;крыток
и фотографи
=
81;
семьи Федор
=
72;.
Оказываетсn=
3;
его
прадедушка -
Позд
=
85;о
вечером,
уговорив и
вторую
бутылку вод=
03;ры, мы
простились
=
89;
Федором нек
=
88;епким
рукопожатиk=
7;м,
и я удалился
нетвердым
шагом в
гостиницу «
=
62;ентральная&r=
aquo;.
Утром
заботливый
Федор Алекс
=
77;евич
разбудил
меня
телефонным
звонком,
предложив
полечиться
от похмелья.
Но я, памятуя
о широкой
душе
Фартусова, н=
077;
рискнул
воспользовk=
2;ться
его
врачеваниеl=
4;
и пошел в
гостиничныl=
1;
буфет
прессовать
свой органо
=
85;
кефиром.
Федо
=
88;
Алексеевич
долгие годы
был бессмен
=
85;ым
руководитеl=
3;ем
Дальневостl=
6;чного
отделения
Союза
кинематогрk=
2;фистов
СССР. Из его
рук в 1969 году я
получил
членский
билет, удост=
086;веряющий
мою
профессионk=
2;льную
сопричастнl=
6;сть
к племени
«киношникоk=
4;». По каl=
2;ому
вопросу я к
нему не
обращался,
Федор всегд
=
72;
внимательнl=
6;
относился к
моим насущн
=
99;м
заботам.
Как т=
086;
в 1988 году со
мной
случился
казус. Это бы=
1083;о
время, когда
ниспровергk=
2;лись
любые автор
=
80;теты
по всей
стране. На
очередной
тарификацl=
0;и
я получил
ошеломляющm=
1;ю
творческую
аттестацию,
где в ризюме
утверждалоl=
9;ь,
что я не
соответствm=
1;ю
квалификацl=
0;и
высшей
категории
режиссера.
Пришлось
обращаться
за защитой в
Союз кинема
=
90;ографистов.
Федор
Алексеевич
оперативно
собрал
творческий
коллектив
Дальневостl=
6;чной
студии кино
=
93;роники.
Устроил
просмотр и
обсуждение
моих
последних
киноработ. И
хабаровскиk=
7;
коллеги
вынесли
вердикт, что
творческий
уровень
кинолент
соответствm=
1;ет
высшей
категории.
Федор
Алексеевич
отправил
письмо с при=
083;ожением
протокола
собрания
членов Союз
=
72;
кинематогрk=
2;фистов
в адрес
Председатеl=
3;я
Примтелераk=
6;ио.
Так
благодаря
непререкаk=
7;мому
авторитету
Федора
Фартусова я
избежал поз
=
86;ра
дисквалифиl=
2;ации.
Авто
=
88;итет
Федора
Алексеевичk=
2;
действителn=
0;но
был высок.
Рукой
Отечества о
=
85;
награжден
орденом
«Знак
почета»,
удостоен
высоких зва
=
85;ий:
народного
артиста
РСФСР,
заслуженноk=
5;о
деятеля
искусств
России,
лауреата Го
=
89;ударственн=
1086;й
премии
братьев
Васильевых,
лауреата
премии
Хабаровскоk=
5;о
комсомола.
Судь
=
73;а
определяет
длину жизни,
а человек её
ширину. Федо=
088;
Алексеевич
Фартусов (1926 –
1994гг) прожил нk=
7;долгую,
но
насыщенную
творчествоl=
4;
жизнь. Он
оставил нам
несметное
богатство
кинодокумеl=
5;тов
из истории
нашей Родин
=
99;.
В пятнадцат
=
91;ю
годовщину с
=
86;
дня смерти м=
099;
вспоминаем
Федора
Фартусова
добрым
словом и скл=
086;няем
почтительнl=
6;
головы пере
=
76;
Человеком,
Художником,
Гражданиноl=
4;.
Память о нем
вечно будет
жить в
сердцах
признательl=
5;ых
коллег и
благодарныm=
3;
зрителей за
его высокое
искусство и
душевную
щедрость.
Благодаря
таким людям,
как Федор
Фартусов –
ЗДЕСЬ РОССИ
=
71;!
Олег
Канищев,
Владивост=
1086;к,
7 декабря 2009г.