О своем, о женском
Любовь всей жизни
Андрея Миронова автор книги «Андрей Миронов и я» актриса Татьяна ЕГОРОВА:
«Ширвиндт и Державин только прикидывались друзьями Андрея, а на самом деле, люто ему завидовали»
|
7 марта народному
любимцу Андрею Миронову исполнилось бы 70 лет
Татьяна Егорова —
неоднозначная фигура в жизни Андрея Миронова. «Он забрал меня с собой, —
написала она спустя 10 лет после его смерти, — на
земле осталась совсем другая Танечка». После выхода в свет книги «Андрей Миронов
и я» на нее ополчились родные и близкие друзья актера, труппа театра и даже
поклонники Миронова.
Одни уверяли, что она переврала все события, другие не простили откровенности в
описании разного рода интимностей и обидных прозвищ, которыми она наградила их
в своих мемуарах. Биографы Миронова обходят Егорову молчанием: дескать, знать
ничего не желаем, не было такой женщины в его жизни. При этом даже самые ярые
ее недоброжелатели не могут не признать: Татьяну и Андрея связывали долгие,
сложные, а подчас просто мучительные отношения.
«Как же ты похожа на мою мать!» — сказал он ей однажды. По иронии судьбы именно
мать актера, Мария Владимировна Миронова, стала основной причиной их
расставания. Егорова не устраивала ее по всем статьям:
слишком дерзкая (пожалуй, она единственная не боялась говорить властной
Мироновой то, что думала), слишком яркая (благодаря московским комиссионкам она
действительно одевалась модно и смело для того времени), без знакомств и
связей, да к тому же еще и бесприданница, у нее имелась только комната в
коммуналке.
Татьяна чуть было не родила ему ребенка. Увы, упав на обледенелой улице,
Егорова попала в больницу. Врачи сказали, что у нее был мальчик.
Спустя несколько лет после смерти Миронова она неожиданно для всех сдружилась с
той, которая при его жизни была самым главным ее врагом, — Марией
Владимировной. Татьяна даже поселилась на семейной даче в Пахре. Местным
жителям представлялась вдовой Миронова и однажды написала: «Если бы ты вдруг
позвонил мне и сказал: «Мы можем увидеться, но только в том случае, если на
встречу ко мне ты придешь босиком», я бы отправилась босой даже на край света».
Людмила ГРАБЕНКО
«Бульвар» , 1 марта 2011г.
|
Татьяна Егорова: «Я не устаю повторять, что любимые
люди не уходят навсегда, а остаются с нами, но в другом качестве» |
«МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА ГРУСТНО ШУТИЛА: «Я ЖИВУ В ТЕНИ
СЛАВЫ АНДРЕЯ»
— После смерти Андрея
Александровича вы были очень близки с его матерью?
— 24 декабря прошлого
года по старому стилю и 7 января нынешнего года по новому Марии Владимировне
исполнилось бы 100 лет. Она была уникальной женщиной, я называю ее Эпохой
Владимировной — пережила семь войн, семь революций и три денежных реформы.
Похоронила мужа и сына и до последних дней держалась — играла в театре у
Табакова и в спектакле «Уходил старик от старухи» в «Школе современной пьесы» у
Райхельгауза, много читала и размышляла. Дней за 10
до смерти к ней приехали телевизионщики. На вопрос, что в наше время должен
сделать каждый человек, она ответила: «Взбодрить совесть!». Она считала, что
каждый из нас в ответе за то, что происходит с людьми и страной.
— Марию Миронову
называли «железной женщиной». Откуда у нее такая сила?
— Так ведь она росла
на воле. Каждый год родители отправляли ее к родственникам на Волгу, где
девчонка сломя голову носилась по полям и лугам. Она рассказывала мне, как
весной перед посевом крестьяне подносили к щеке влажную от пара землю и,
подержав несколько мгновений, точно определяли: «Рано ишо!».
|
|
Мария Владимировна
обладала поистине королевской осанкой, правильно питалась — в основном
предпочитала овощи, причем умела очень вкусно их готовить. А перед обедом
обязательно выпивала рюмочку рябиновой или калиновой настойки, которую всегда
делала сама. Она терпеть не могла беспорядка: у нее в квартире, кроме уюта,
чистота была, как в казарме, — ни одной пылинки на мебели, все вещи на своих
местах.
— После смерти мужа и
сына она страдала от одиночества?
— У нее было две
невестки и две внучки.
— А в последние годы
рядом — только вы?
— Получается, что так.
— Говорят, поначалу
Мария Владимировна вас не очень жаловала?
— Ну почему же? Когда
мы познакомились, я ей понравилась, поскольку внешне, да и характером, очень
походила на нее. К тому же я была тогда уже известной в Москве актрисой, на
спектакль с моим участием — «Доходное место» в постановке Марка Захарова —
невозможно было попасть, возле театральной кассы выстраивались километровые
очереди. Но отношения у нас действительно складывались непросто. Не потому, что
она имела что-то конкретно против меня, просто ни с кем не хотела его делить.
Любая женщина была для
ее сына недостаточно хороша, недаром же Мария Владимировна говорила, что родила
Андрея для себя. А потом, когда Андрюши не стало, нас объединила любовь к нему.
Помню, как смотрела на нее, а находила его черты: такие же руки, кожа в
веснушках, нос, взгляд... Сейчас я уже и не знаю, кого из них любила больше:
мать или сына.
|
Андрей Миронов с матерью. «Мария Владимировна
поначалу отказывалась ходить в театр и смотреть на сына — боялась
разочароваться» |
— Правда ли, что Мария
Владимировна не верила в актерский дар сына?
— Невероятно, но факт!
Она поначалу даже отказывалась ходить в театр и смотреть на него на сцене —
боялась разочароваться. Впервые увидела его в спектакле «Над пропастью во ржи»
и только тогда поверила в него как в актера. В последние годы жизни Мария
Владимировна получала много писем. Знаете, какой адрес люди писали на
конвертах? «Москва. Маме Андрея Миронова». Удивительно, как эти послания
доходили до адресата! Она грустно шутила: «Я живу в тени славы Андрея».
— Принято считать, что
мать сломала Миронову жизнь. Она и впрямь выбирала женщин, с которыми он жил?
— Человек может
сломать жизнь самому себе, но другому — никогда. Как и с кем жить, было выбором
Андрея, Мария Владимировна тут совершенно ни при чем.
Да, она могла советовать, могла даже настаивать, но он поступал по-своему.
«В СВОЕЙ КНИГЕ Я НАПИСАЛА ТОЛЬКО ПОЛОВИНУ ПРАВДЫ —
ВТОРАЯ СПРЯТАНА В СЕЙФЕ, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ В НАДЕЖНОМ МЕСТЕ»
— Это правда, что
именно мать распорядилась отключить сына от аппаратов, поддерживающих в нем
жизнь?
— Такие решения всегда
принимают врачи. Нам же только сообщали о том, что постепенно — один за другим!
— отказывают жизненно важные органы, а значит, чуда не произойдет: Андрей уже
никогда не встанет, не улыбнется, не скажет нам ничего. Как ни ужасно это
говорить, но другого выхода не было: в больничной палате лежало тело, а самого
Андрея с нами уже не было. Какая же это была мука для всех, кто его любил! Я
рыдала — нет, выла — на всю гостиницу, никто не мог меня успокоить.
|
Татьяна Егорова с
Марией Мироновой. «Когда мы познакомились, я ей понравилась, поскольку
внешне, да и характером, очень походила на нее. Но отношения у нас
действительно складывались непросто...» |
— После смерти Марии
Владимировны много писали о пропавших фамильных бриллиантах...
— Они были огромные, величиной с орех, я таких никогда не видела —
антикварные, еще елизаветинских времен. В последний раз Мария Владимировна
надевала их на свой 85-летний юбилей. А после ее смерти они куда-то исчезли,
понятия не имею, кто мог их украсть. В любом случае я этому человеку не
завидую. Существует поверье, что бриллианты — камни непростые, их нельзя ни
красть, ни покупать, можно только получать в дар, иначе они принесут своему
хозяину несчастье. Однажды она сказала, что завещает их мне, но я не могла
принять такой дорогой подарок.
Еще Мария Владимировна
умоляла меня принять в дар семейную реликвию Мироновых — их знаменитую дачу в
Пахре, но я отказалась. Считала, что ее должна унаследовать единственная родная
внучка и тезка — Мария Миронова. А она пустила бабкино наследство под
бульдозер.
Конечно, дача была по
нынешним понятиям более чем скромная — всего три комнатки одна другой меньше.
Но и Мария Владимировна, и Андрей очень ее любили, это была точка их счастья на
земле. А сколько знаменитых людей там в свое время собиралось, сколько смеха и
веселья там было! И разрушить все, сровняв дом с землей, было настоящим
преступлением! Думаю, это мать Маши постаралась — артистка Градова
(радистка Кэт из «Семнадцати мгновений весны»). Она ведь всю их семью ненавидела.
— За что?!
— Может, за то, что
Андрей в свое время буквально сбежал от нее к матери...
— Почему в августе
87-го в Риге Театр сатиры, в течение нескольких дней лишившись двух ведущих
актеров — Миронова и Папанова, не прервал гастроли?
— Думаю, всему виной
Ширвиндт — он подговорил нашего главного режиссера Валентина Николаевича
Плучека этого не делать. Они с Державиным только прикидывались друзьями Андрея,
а на самом деле люто ему завидовали — его таланту,
молодости, красоте, профессиональному успеху и любви женщин.
Они же всегда были на
вторых ролях, в то время как звезда Андрея, взойдя после «Бриллиантовой руки»,
уже не заходила. Но Ширвиндт все равно сумел извлечь выгоду — находясь все время рядом с Андреем, перетягивал на себя
часть его славы и внимания. Он вообще всегда и всех использовал — друзей,
коллег по театру, даже женщин, с которыми у него были отношения. А Андрей был
не слепой, он все видел, понимал и ужасно из-за этого страдал.
|
Татьяна с директором Театра сатиры Михаилом Дорном и
Андреем Мироновым в Сочи, 1985 год |
— В книге вы
нелицеприятно отзывались о Плучеке. Почему же, когда
Валентина Николаевича сместили с должности художественного руководителя Театра сатиры,
вы встали на его защиту?
— Потому что пожилого
и уважаемого человека, которому театр обязан многим (да, за ним числится много
негатива, но позитива все-таки больше!), не проводили на пенсию с почетом и
уважением, а, пользуясь его болезнью, просто свергли, списали за ненадобностью.
К нему даже не пришли, чтобы сообщить об этом, просто позвонили и сказали, что
отныне он — почетный художественный руководитель театра, то есть никто. И за
всем этим стоит все тот же Ширвиндт, который, расчистив себе
таким образом путь, занял его место.
— Герои книги, о
которых вы отозвались нелестно, наперебой обвиняют вас во лжи. Как вы думаете,
почему никто из них до сих пор не подал на вас в суд?
— Ответ очевиден: я
написала чистую правду, так как всю жизнь вела дневники, записывала все, что со
мной происходило. Скажу вам больше: в книге «Андрей Миронов и я» я написала
только половину правды, вторая спрятана в сейфе, который находится в надежном
месте. В интересах моих недоброжелателей сделать так, чтобы со мной как можно
дольше ничего плохого не случилось, иначе все описанные мной и неприятные для
них факты станут, как принято говорить, достоянием широкой общественности. Этим
людям есть что терять.
«АНДРЕЙ УМЕР У МЕНЯ НА РУКАХ, В ТОМ ЖЕ ТЕАТРЕ, ГДЕ
КОГДА-ТО НАЧИНАЛАСЬ НАША ЛЮБОВЬ»
— Почему после смерти
Миронова вы ушли из театра?
|
Татьяна Егорова,
Валентина Шарыкина, Лилия Шарапова, Александр
Ширвиндт и Андрей Миронов на гастролях в Ташкенте,
1973 год |
— Целый год после этой
трагедии я болела — организм просто отказывался жить без Андрея. А потом Мария
Владимировна, которая к тому времени уже стала для меня главным человеком в
жизни, запретила мне переступать порог этого театра. Она ведь тоже знала цену
всем «друзьям» Андрея, недаром всегда называла Ширвиндта Железной маской. Я не
могла ослушаться. К тому же я, наверное, уже выросла из актерской профессии,
как дети вырастают из старой одежды. Поэтому отказалась устраиваться в другой
театр.
— Не жалеете?
— Сейчас мне странно
себе представить, что нужно ежедневно ходить в театр, из года в год играть одни
и те же роли, повторяя одни и те же слова. Но окончательно из профессии я не
ушла — пишу пьесы, которые идут в театрах, и чувствую себя абсолютно
счастливой.
— Вы действительно
предчувствовали смерть Андрея?
— Даже сейчас, спустя
столько лет, больно об этом вспоминать... Мне все время снились вещие сны. Я знала,
что что-то произойдет, но не думала, что это будет настолько страшно и
непоправимо.
— Существует много
легенд о том, какими были последние слова Андрея Миронова. Кое-кто даже
утверждает, что он успел признаться вам в любви...
— Последнее, что он
успел сказать: «Голова... больно... голова!». После этого не произнес больше
ничего, я это точно знаю — до приезда «скорой» его голова лежала у меня на
руках, а в реанимобиле ему на лицо надели кислородную
маску. Больше он в сознание не приходил...
|
С Андреем Мироновым в спектакле Театра сатиры «Дон
Жуан, или Любовь к геометрии», 1966 год |
Можно сказать, он умер
у меня на руках, и это произошло в том же театре, где
когда-то начиналась наша любовь. Там мы летом 1966 играли
спектакль «Над пропастью во ржи» (тогда заболела партнерша Миронова и Таню
Егорову, вчерашнюю выпускницу театрального училища, срочно ввели на ее роль.
- Авт.). Все-таки Бог любил Андрюшу
— он послал ему истинно актерскую смерть.
— Сейчас вы чувствуете
присутствие Андрея Александровича в вашей жизни?
— Конечно! Я не устаю
повторять, что любимые люди не уходят навсегда, а остаются с нами, но в другом
качестве. Более того, я чувствую, как они оттуда заботятся обо мне, опекают.
Уверена, именно они дали мне моего нынешнего мужа Сергея Леонидовича Шелехова — прекраснейшего человека, которого я очень люблю.
У нас ведь с ним
удивительная, почти мистическая история знакомства. Мне тогда позвонили и
сказали, что на даче в Пахре (она тогда еще стояла) собираются какие-то
подозрительные личности. Я сразу же поехала, но никого не нашла. А когда
возвращалась обратно, издалека увидела стоящего на мосту седого мужчину. Мне на
какое-то мгновение показалось, что это Андрей, — и я бросилась к нему. Потом,
конечно, поняла свою ошибку, но мы все-таки познакомились.
Уверена, мы встретились благодаря им, Мироновым. Наверное, они там, наверху,
подумали: «Танечка так много страдала, пусть хоть сейчас поживет хорошо».
Андрей очень часто напоминает мне о себе. Однажды, когда я вспомнила о нем, в
моей руке неожиданно треснула чашка, которую он когда-то подарил мне, в другой
раз упала на пол книга. Когда мне нужно сделать какой-то выбор, всегда с ним
советуюсь, и он обязательно мне отвечает.