Народный артист СССР Лев
ДУРОВ: «Когда я слышу, что кто-то убил любовника, не понимаю, за что же
его-то? Мужчина влюбился, завоевал... Ты убивай жену, которая предала, и я
твердо решил: Иру свою зарежу!»
|
|||||
Фото Александра ЛАЗАРЕНКО |
«Есть у актеров негласный пункт контракта: он предполагает забвение, как
только ты исчезаешь с экрана!»
Часть ІІ
Дмитрий
ГОРДОН
«Бульвар Гордона»
«ЕСТЬ У АКТЕРОВ
НЕГЛАСНЫЙ ПУНКТ КОНТРАКТА: ОН ПРЕДПОЛАГАЕТ ЗАБВЕНИЕ, КАК ТОЛЬКО ТЫ ИСЧЕЗАЕШЬ С
ЭКРАНА!»
— Многие актеры
старшего поколения часто сетуют: раньше, мол, в 50-60-е годы, мы были звездами,
а теперь нас забыли, уже не снимают. Вам этих людей жаль?
— Вы знаете, не имею
права их осуждать, но я ненавижу нытье. «Ребята, — им говорю, — понимаете, есть
негласные пункты контрактов. У летчиков-испытателей, например, слово «гибель»
буквочками не прописано, но, вылетая на новом, неопробованном еще самолете,
каждый из них не знает, вернется домой или нет. Когда Гагарин отправился в
космос, да еще на неподготовленном аппарате, генеральный конструктор Королев не
мог поручиться, что первый космонавт останется жив, сказал: 50 на 50, и до
посадки никто не был уверен, что полет пройдет благополучно.
Значит, параграф этот
существует? Вот и у нас есть такой же, только он предполагает не гибель, а
забвение, как только ты исчезаешь с экрана или со сцены. Об этом знать надо,
так что не ной! Профессия у нас изумительная, и ты в нее сам пошел, ты очень ее
хотел. Был в ней счастлив? Да, а сейчас она для тебя кончилась. Кто-то руками
разводит: «Почему именно меня забыли? — я слышал эти реплики даже от великих
артистов. — Я же так много сделал для народа!». А разве народ — тот же шахтер,
машинист или строитель! — для тебя ничего не сделал? А чем ты печку топил, на
чем ездил — да что за бред?!
Не понимаю нытья,
клянусь, и говорю это совершенно искренне. Не могу смотреть передачи, где со
слезой показывают: вот, мол, они в забвении... Ну и что?
— Значит, пили или
неправильно себя вели, или профессии изменяли...
— Даже не это. Пусть и
не пили, а здоровье сломалось — ну что поделаешь? Такова жизнь...
— Более 50 лет вы
живете с одной женой — для актерского мира безумная редкость. Полувековые
брачные узы вам, простите, не надоели?
— Да нет. Недавно Майя
Михайловна Плисецкая со Щедриным тоже 50-летие совместной жизни отпраздновали —
даже такие звезды подолгу вместе.
— Вас не тянуло
сменить декорации, обстановку?
— Как-то руки до этого
не доходили, и потом, все было в порядке. Понимаете, существуют ведь камни
преткновения — те, об которые семьи разбиваются, и приблизительно я их знаю.
Другое дело — любовь: она, конечно, с первого дня до последнего быть неизменной
не может.
— Со временем в нечто
другое перерастает?
— Немножко не так.
Первая любовь — это страсть, сумасшествие, когда ты готов на все и преград для
тебя не существует: ради того, чтобы добиться руки любимой, можешь весь мир
разнести. Потом вы женитесь, и постепенно страсть — это закономерно! — исчезает
и начинается собеседование. Вот если вам интересно друг с другом беседовать,
жизнь продолжается, а если нет — бегите...
— ...быстрее!
— И еще: как только в
доме начинают произносить слово «деньги» — конец! Вот Ира моя никогда не
интересовалась, сколько и где я зарабатываю. Ни-ког-да!
— Как это вам удалось?
— Она знала, что
деньги лежат в верхнем ящике, а есть они, нет их... Жена ни разу не упрекнула
меня: «Лева, у нас ни копейки не осталось», — молчала. Ждала, что сам в
семейную казну загляну и буду выкручиваться, решать: то ли занять у кого-то, то
ли еще больше работать.
|
«Как жили мы, борясь и смерти не
боясь...». Сан Саныч, «Не бойся, я с тобой», 1981 год |
— Супругу, судя по
всему, вы в ежовых рукавицах держали?
— Да нет, они все у
меня такие: и Катька, дочка, и внучка (тоже Катька!) — совершенно не из
нынешнего времени... Вы не увидите у них ни серег, ни косметики на лице, ни
духов — они от этого удовольствия не получают.
— Лев Константинович,
вы ревнивы?
— О да. Когда говорят,
как в свое время Пушкин: «Отелло не ревнив, а наивен», это чушь, Александр
Сергеевич ошибся. При чем тут наивность? (бьет себя по ушам, скорчив рожу). Он
был ослеплен, Отелло-то, и кто бравирует: «Я не ревнив», или врет, или тупой.
Ну, нельзя без этого: мужчина не в силах не ревновать женщину.
— Вы тоже жену
ревновали?
— Конечно — а как же?
— И сцены устраивали?
— Нет, только не это,
хотя... Расскажу вам ужасный случай. У меня были друзья — братья Воронины,
известные акробаты — они часто ездили за границу и иной раз делали нам
какие-нибудь подарки (в то время же в магазинах вообще ничего нельзя было
купить, чтобы на себя напялить). Однажды они привезли Ире невероятное розовое
пальто — какое-то курчавенькое букле с плетеными фарфоровыми пуговицами. Это
было нечто сногсшибательное — второго такого в Москве не найдешь, и вот однажды
еду я домой на троллейбусе и вижу наше розовое пальто — это Ирина стоит на
Гоголевском бульваре в объятиях какого-то человека.
— Страшное дело!
— Пока ехал домой, все
передумал... Знаете, когда слышу, что кто-то убил любовника, я не понимаю, за
что его-то? Мужчина влюбился, завоевал... Ты убивай жену, которая предала, и
вот я придумал, что с ней сделаю. Твердо решил: убью сразу, зарежу! Да-да-да!
Звоню в дверь — открывает. Видит, что меня всего трясет, и спрашивает: «Что ты
такой бледный?». Я сел, к стеночке прислонился и выдохнул: «Ирочка, прости, я
дурак. Только что видел, как в сквере ты целовалась с мужчиной». Она пальцем у
виска покрутила: «Идиот!».
Потом-то мы посмеялись
над этим... Просто у кого-то похожее пальто оказалось, но пока я доехал, у меня
в башке и в сердце такое творилось — не передать. Я и Отелло вспомнил, и всех
обманутых мужей...
|
Лев Дуров с семьей:
супругой Ириной Кириченко, дочерью Екатериной (слева вверху), зятем
Владимиром Ершовым, внуками Катей и Ваней. Жена, дочь и зять работают вместе
со Львом Константиновичем в Московском театре на Малой Бронной |
«КОГДА НАЧИНАЕТСЯ
ПРОПАГАНДА ОДНОПОЛОЙ ЛЮБВИ, Я ЗВЕРЕЮ»
— Ну, еще бы, вас
окружали записные донжуаны и сердцееды, вы были свидетелем многих театральных
романов... Коллеги, кстати, не рассказывали вам о своих победах?
— Ой, это жуть! Помню,
когда с Ростиславом Яновичем Пляттом мы в «Семнадцати мгновениях весны»
снимались, жили в одном номере. Однажды просыпаюсь и говорю себе: «Та-а-ак,
тихо, не кряхти!», чтобы соседа не разбудить. Открываю глаза, а он стоит у окна
в длинной белой рубахе до пят, смотрит в туман, а там легкие очертания костела
— красотища! Я покашлял, и Плятт, не оборачиваясь, произнес: «Левочка, вы
проснулись? Знаете, стою вот и думаю: все-таки кое-что в жизни у меня так и не
состоялось». — «Что вы, Ростислав Янович, — подскочил я, — все у вас
состоялось!». — «Нет, я ни разу не был с женщиной на реву». — «На реву»? Это
как?» — спрашиваю. «Ну, это часа три-четыре утра, когда коров выгоняют на пастбище
— к этому времени я всегда выдыхался».
— Вот беда-то!
— Вижу: он говорит все
на полном серьезе — вот это и есть аристократия.
— Как, если не секрет,
вы относитесь к засилью на эстраде, на театральных подмостках, на телевидении —
вообще, в культуре — гомосексуалистов?
— Меня, если честно,
совершенно не интересует, кто и чем...
— ...в свободное от
работы время...
— Да, занимается. Ради
Бога: лесбиянка, голубой, синий в крапинку — ваше личное дело, но когда
начинается пропаганда однополой любви, когда идет тотальное наступление на
сознание и мне втолковывают, что это изумительно, что это чистота (а отсюда
напрашивается вывод, что все остальное — грязь), я буквально зверею. Чей череп
лежит перед распятием? Адама. На него капает кровь Спасителя, значит, Иисус
Христос как бы искупает вину Адама и Евы, их грехопадение собственными
страданиями и благословляет на деторождение, так на каком основании, ребята, вы
мне морочите голову и претендуете на какие-то высокие категории?
Нет ничего выше любви
мужчины и женщины, потому что с нее все началось — с Адама и Евы, с Библии. Это
мораль изначальная, поэтому не врите, а теперь главное. Однополая любовь не
ведет к рождению, а значит, человечество идет к вырождению.
|
С Георгием Жженовым в фильме «Иду
искать», 1966 год |
Однажды об этом
замечательно Невзоров сказал — журналист и депутат Госдумы, которого я одно
время грубовато называл «трупоедом» (в него еще как-то стреляли, а сейчас он
лошадьми занимается). Его как-то про одного режиссера спросили: как вы,
дескать, относитесь к его творчеству, а он и ответил: «Да что анализировать-то?
Пидор есть пидор». Все так и присели, не знали, как дальше беседу вести. Вот я
и говорю: вам это нравится — ради Бога, но пропаганде...
— ...стоп!
— Потому что тогда мы
придем к вырождению полному, нас просто не будет. Детей-то и так все меньше и
меньше, и не зря многие нации за любую соломинку хватаются, только бы
сохраниться. Идет вымирание человечества: и военное, и экологическое, и мы это
понимаем прекрасно. Однополых браков нам еще не хватало...
— Знаю, что вы
коллекционер — собираете редкие, занятные вещицы и вроде одно время в вашей
квартире был даже музей оружия...
— Ну, в детстве я
вообще целый склад натырил — тогда это было запросто. Система была такая: на
станцию «Москва-товарная» приходили эшелоны с трофейным вооружением, ты
подбегал к часовому, отдавал пачку махорки, и тот уходил к паровозу. Когда
караульный возвращался, ты должен был исчезнуть, иначе он мог даже стрелять, и
вот, как только он отворачивался, мы, пацаны (в одиночку же вагон не откроешь),
двери настежь — джах! Шмайсер? Давай бери! Раз, на шею повесили. Разбитый
истребитель немецкий? Это не нужно. Следующий вагон открываем. Парабеллум?
Ну-ка его за пояс!
Я порядком оружия
натаскал и на чердаке у нас заложил небольшой, с эту комнату, полукруг
кирпичом. Когда пожарные инвентарь проверяли, они упирались в стенку и думали,
что это конец, — ничего дальше нет, а я ставил стремянку, залезал... Там все
мое богатство хранилось: шмайсеры, снаряды с красными головками, заправленные,
как патроны, в широкую металлическую ленту, даже пушка-пулемет с «Юнкерса-88»,
но кто-то стукнул, донес в милицию. Менты приехали и оп-па! — все забирать
стали. Оказалось, что среди моих трофеев была даже мина-«лягушка» — ими,
кстати, и в недавние войны пользовались. Знаете, что это такое?
— К стыду своему,
нет...
— Она всякими болтами,
шурупами, рубленой арматурной проволокой начинена. Когда кто-то идет, от
малейшей детонации эта противопехотная выпрыгивающая осколочная мина
выскакивает и взрывается, поражая всех на десятки метров. Ранения в результате
чудовищные...
|
Капитан королевских
мушкетеров господин де Тревиль, «Д’Артаньян и три мушкетера», 1978 год |
— Дома у вас, по
слухам, две пробитые каски хранятся: немецкая и советская — зачем они вам?
— Я подобрал их в
крымских горах — там альпийские луга с целебными травами, и местные жители
уговаривать стали: «Поехали! Ну, поехали!». Травами я не пользуюсь, тем не
менее, когда приглашают, они как бы одолжение тебе делают, ну и еще прогуляться
решил. Иду, короче, иду, смотрю, наша каска лежит — пулевое ранение прямо в
лоб. Снайперское, как я сообразил, а когда солдатик завалился, немец ему еще 11
дырок в каске проделал — глумился, лупил по мертвому. Нашел еще пряжку морской
пехоты, а вот ремень, видно, тряпочный был, брезентовый, и истлел. Стреляные
гильзы повсюду валялись, а вот оружия не было — кто-то до меня бродил тут уже
неоднократно.
Думаю: «Кто же
стрелял, откуда?». Прикинул по дырочкам — с того, очевидно, пригорка. Поднялся
туда — немецкая каска лежит и ремень кожаный. Он у меня в кабинете, в театре
висит, а каску в спектакле «Жиды города Питера» по братьям Стругацким использую
для наглядности войны. Два солдата, две смерти...
— У вас же еще
какой-то прибор со стола Гитлера есть, да?
— Не прибор — картонка
размером чуть меньше книжки, тисненная золотом: «Адольф Гитлер из Бабельсберга (район
Потсдама. - Д. Г.) приказывает». И шелковый галстук
Евы Браун...
— Класс!
— Его привез человек,
который рейхсканцелярию разбирал, — отец моих друзей. Все эти мелочи были
признаны никому не нужной макулатурой, и их должны были сжечь — никакого
отношения к предстоящему судебному процессу они не имели... Часть этот
фронтовик на память забрал, а потом со словами: «Левочка, я хочу вам сделать
подарок» протянул две картонки, причем одну — с автографом Гитлера. Потом
знакомый художник ко мне пристал: «Подари, я автографы собираю». Я отдал, а он,
мерзавец, обменял на скелет мамонта.
Антиквариат я не
собираю, потому что денег на это нет, — в основном все с блошиных рынков, но
кое-какие ценные вещи имеются. Например, визитная карточка Пушкина — она у меня
в рамочке висит на стене.
«Я НЕГОДЯЙ, НО
ВАС ПРЕДУПРЕЖДАЛИ»
— Слышал, в свое время
вы собирались писать по Александру Сергеевичу диссертацию...
— Ну, это я, конечно,
шутил, — что вы! — а вообще гения нам понять не дано. Вот представьте: светский
человек, дуэлянт, обожавший женщин (он их даже подсчитывал, извините, и у него
был донжуанский список, в котором его рукой написано: «Натали — моя 113-я
любовь»)... Приемы, балы, великосветские рауты, а теперь объясните: авторучки
нет, электрического света тоже — как можно было написать 10 томов, да еще какие
произведения?! «История Пугачева», «Борис Годунов»... Значит, надо было
работать в библиотеке, читать книги, изучать исторические материалы. Когда...
— ...список-то
пополнять?
— А он же еще в
Михайловском каждое утро сидел голый и стрелял восковыми пулями, потом долго
скакал на лошади — как можно было 10 томов гусиным пером написать? Непостижимо!
— Надиктовали...
— Да, кто-то,
наверное, сверху.
— Вы, знаю, тоже
пишете прозу...
— Ой, перестаньте —
это все графомания. Я вам за ваши слова заранее отомстил и книжонку свою
принес...
— Виктор Астафьев тем
не менее, прочитавший ваши «Грешные записки», якобы...
- (Перебивает). Ну
прямо не скроешь от вас ничего! Нет, не так. На самом деле в башке у меня три
рассказа засело. Мой немец — вот тот, который мне подморгнул! — потом же попал
в плен и пришел в нашу квартиру.
— Да вы что!?
— Да, он шел по
Садовому кольцу в колонне пленных, когда их в 44-м через всю Москву гнали, а
после этого Лефортовский дворец реставрировал — чистил белокаменные пилястры,
белил и штукатурил стены. Иногда двое пленных заходили к нам домой попросить
«вассер» — воды, но было понятно, что они хотят есть. Мама наливала им борща
или молока, отрезала полученного в скудном пайке хлеба. Однажды за спиной этих
двоих показался третий, и в нем я узнал того летчика, подмигнувшего мне левым
глазом. От угощения, правда, он отказался, и напарник, пожав плечами, выпил его
молоко, а хлеб спрятал в карман.
Ну, это так, а еще у
меня были два госпитальных рассказа — веселый и грустный. Первый я как-то на
ялтинском пляже за полтора часа просто так написал — не думая, не гадая. До
этого никаких литературных потуг у меня не возникало, а Олег Анофриев — он
рядом был — спрашивает: «Это что?». — «Да вот, — говорю, — наваял». — «Левк,
напечатай! Ты что, это же замечательно! Ну, отпечатай хотя бы», — и я отдал
свои каракули машинистке.
Потом совершенно
случайно с Арменом Джигарханяном мы попадаем в Америку и живем в одном номере,
а эти три отпечатанные листочка валялись у меня в сумке года два. Как-то решил
я пойти подышать воздухом, а заодно надо было что-то купить пожрать, поэтому
взял сумку и вытряхнул из нее все на кровать. Прихожу, Армен ко мне: «Слушай,
тут листочки лежали — это кто написал?». — «Я», — признаюсь. «Потрясающе! Я
показал одному эмигранту, так он тут же ксерокопию пошел снял — хочет
опубликовать». Я на него накинулся: «Ты что, спятил? Ни в коем случае, нет!».
Вскоре лечу из
Америки, и стюардесса мне сообщает: «А знаете, в сегодняшнем «Новом русском
слове» ваш рассказ напечатан». С этого все и началось, а потом почему-то
подумал: «Дай-ка Петровичу покажу».
— Астафьеву?
— Да, хотя нет, это не
я, а художник-фронтовик Капустин дал ему мои опусы почитать на дорожку. Звонит
Астафьев из Красноярска: «Левка, фулюган. Читал я, пока летели, твои рассказы.
Один у тебя очень жесткий — грустно было, а вот этот смешной: так хохотали —
чуть самолет не перевернули! — Потом успокоился и добавил: — Больше никогда не
пиши — графоманов и без тебя развелось до хрена». Капустин меня потом успокоил:
«Это Петрович от зависти». Я покивал: «Да-да!».
— Вы же и
одностишьями, знаю, балуетесь...
|
С Василием Шукшиным в «Калине
красной», 1973 год |
— Какой там — просто
однажды была презентация очередной книжки Володи Вишневского, и черт меня
дернул...
— ...туда пойти?
— Нет, ну а как не
пойти-то — друзья. Пригласили, как принято, надо же поприсутствовать на... —
вот как это называется? — а, на тусовке, и вдруг меня понесло: «Тоже мне гений!
Я, что ли, так не смогу?». Володька (человек довольно амбициозный) усмехнулся
язвительно: «Ну, попробуй!». — «А че? — становлюсь в позу. — Любую тему давай».
Он хмыкнул: «Допустим, война». Я: «Хорошо» — и с ходу выдал: «Война. Добыча
цинка возрастает». Вишневский поморщился: «Ну, ты негодяй!», а кураж поймал: «Я
скинул автомат, а он быстрее». Он вздохнул: «Сволочь!». Я продолжаю: «Схватился
за «наган», но тут же вспомнил». — «Ну, гад! — запереживал Володька и решил
сменить тему. — Про политику можешь?» (тогда у нас Ельцин был). «Пожалуйста, —
говорю. — «Уж раз вы президент, так воздержитесь». Он вяло кивнул: «Ну да!».
Смотрю, совсем уж
расстроился, и решил его успокоить. Теперь про себя сочиню... «Я негодяй, но
вас предупреждали». Он оживился: «Вот это, пожалуй, здорово!», но чтобы
достойно заключить, я подытожил: «А я неплохо выглядел в гробу». Ну и последнее
персонально тебе: «Никто ко мне не ходит на могилу». Он закричал: «Уйди от
меня!» — и убежал. Самое смешное, что в башку мою с тех пор больше ничего не
влетело.
— Перестали, видимо,
диктовать...
— ...и оппонента
достойного не было.
— Вы, вообще,
удивительный — за что ни беретесь, все у вас получается: и готовить любите и
умеете, и любую мужскую работу по дому выполняете...
— ...все, что
полагается!..
— ...и по дереву
резчик, и мебель сделали сами, еще и в футбол с Николаем Николаевичем Озеровым
играли...
— Он в нашей команде
был капитаном, а я — цепким гаденышем. Помню, за команду «Красный факел»
выступал Лобов — здоровенный, настоящий такой мужик. Он меня на дух не
переносил, потому что сотворить я мог что угодно, и когда соперники перед
матчем переодевались, слышу, за стенкой басовито спрашивает: «Седой играет?»
(это моя кликуха, потому что волосы выгорали — у меня тогда еще большая была
копна). Ему отвечают: «Играет». — «Убью! Завалю!».
|
Лев Дуров, Михаил
Евдокимов, Иван Бортник — «Не послать ли нам гонца?», 1999 год |
С Лобовым случилась
беда. В одном из моментов я был виноват, его проморгал, и он вышел с нашим
голкипером один на один. Бегу за ним и думаю: «Ладно, пенальти. Забьют или нет
— это еще вопрос, но надо сбивать». Прыгнул, чтобы за бедра его схватить,
плюхнулся на газон и вдруг смотрю: а что это у меня в руках? Оказалось, трусы.
Голову поднял: впереди что-то розовое мелькает, а у него маечка закороченная —
Лобов без плавок и бандажа играл! — и он в ней к воротам несется, даже не
заметив, что из трусов вылетел.
Судья свистнул, меня
тут же с поля погнали — дисквалифицировали за хулиганство, а Коля Озеров пошел
извиняться: это случайность, мол, то да се. В общем, отделался я легким испугом,
а вот сопернику моему не позавидуешь — с тех пор, когда он выходил на поле,
стадион орал: «Лобов, трусы держи!». Так бедняга и исчез, не играл больше...
И второй случай был —
у меня даже где-то маленькая заметочка из «Советского спорта» валяется. У
очередных наших противников тоже два нападающих были — мощные, таранного типа
ребята, и они решили мне сделать «коробочку». Что это, знаете?
— Ну, конечно...
— Это когда два игрока
сходятся — и третьего больше нет. И вот они прут, как танки, все ближе, ближе...
Озеров кричит мне: «Седой, аккуратней!», а что я могу? В это время навесной мяч
пролетает между ними, ударяется об землю и летит на меня. Долго не думая, я
резинку от трусов оттягиваю, и он туда — шпок! Эти ребята замерли, а я между
ними бегу, «беременный». Судья трусит рядом и не знает, свистеть или нет, —
руками-то я мяч не трогал. Потом все-таки остановил игру: «Вынимай!». Я плечами
пожал: «Сам вынимай». Так мы и пререкались, пока он его сам не вынул и не
постановил: «Спорный!».
На следующий день звонит
мне кто-то и ржет. «Что случилось?» — спрашиваю. «В «Советском спорте»
заметка». Я ее помню дословно. «Вчера, такого-то числа, на стадионе «Локомотив»
произошел курьезный случай. Игрок команды МХАТ — студент Школы-студии МХАТа Лев
Дуров — неожиданно поймал мяч формой (написать «трусами» они сочли неприличным.
— Л. Д.). Судья долго не мог принять решение и, наконец, объявил «спорный».
Надо, очевидно, внести в футбольные правила пункт, запрещающий игру формой».
Видится (смеется), в историю футбола я тоже вошел.
«Я ДОСТАЛ ИЗ
КАРМАНА ПЯТЬ РУБЛЕЙ И ДАЛ ХРУЩЕВУ НА МОРОЖЕНОЕ»
— Лев Константинович,
а вы человек богатый?
— В каком смысле?
— В финансовом,
материальном...
— Дима (с
укоризной), и вам не стыдно?
— Нет, и я объясню,
почему этот вопрос задал. В свое время, знаю, вы самому Хрущеву деньги
одалживали...
— На самом-то деле, не
все в эту историю верят — многие сомневаются, а дело так было. На углу улицы
Горького (ныне Тверской) было кафе-мороженое, куда мы, однако, ходили не за
пломбиром и крем-брюле. Раньше там был коктейль-холл, но его по соображениям
нравственности закрыли, и вот мы приносили бутылку, под столом разливали,
выпивали, а на закуску заказывали мороженое.
Однажды, когда стояли
на свежем воздухе в очереди, неожиданно подъезжает машина, и оттуда выходят
Хрущев и Тито (притом без охраны, которая этот экспромт прозевала, — Никита
Сергеевич любил, оказывается, от нее удирать). Подходит Хрущев к нам и
спрашивает: «За чем очередь?». — «Это кафе-мороженое», — отвечаем. Он к Тито:
«Я же тебе говорил, что не за хлебом. Видишь, они за мороженым стоят —
пойдем-ка и мы по порции съедим». — «Ну, давай!».
Хотел он уже было
войти и вдруг хлопнул себя по карманам: «Ой, у меня ж ни копейки! У кого же мне
одолжить денег?». Тут как раз машина с охранниками подоспела, они вылетают, и
один говорит: «Никита Сергеевич, возьмите!», но Хрущев: «Нет, у тебя не хочу.
Твое дело охранять — вот и охраняй. Кто-нибудь даст?». Я в карман лезу: «Вот
пять рублей». — «А хватит?». — «Да наверное». — «Ну ладно! — и к свите своей
повернулся. — Запишите адрес, потом пришлете».
— Не прислали?
— Как бы не так.
Тогда, кстати, меньше 10 рублей на почте не принимали...
— ...и вам отвалили
целый червонец?
— Нет, пять целковых.
Там не было написано: «От Хрущева» — просто почтовый перевод, так что это не
моя фантазия: было на самом деле.
...Я несколько раз с
Хрущевым встречался (ну, не так чтобы лично). Однажды, когда подземный переход
в Москве открывали (после визита в Америку ему пришла в голову идея их рыть
повсюду), мы тоже там находились. Стоим, и в это время подъезжает машина,
вылезает Хрущев (я его как увидел, сразу узнал), а тут из толпы пьяненький
мужичок выходит — пятится перед Никитой и приговаривает: «Ой-ой-ой, хинди руси,
пхай, пхай!». Почему, не знаю. Хрущев взвился: «Я тебе сейчас дам «пхай!». Ах
ты, говно собачье, пьянь такая, ну-ка вон отсюда!». Тут же подбежал охранник,
мужика подальше запихнули, а наш лидер, пока шел к переходу, под нос все
бубнил: «Говно собачье! Я тебе покажу «пхай, пхай!» — и ногой гневно стучал.
|
«Идет вымирание
человечества: и военное, и экологическое. Однополых браков нам еще только не
хватало...» |
Слышу я — брякает
что-то: Никита Сергеевич, оказывается, на обуви подковки носил. Помните, он же
в ООН по трибуне ботинком стучал, так на этот счет есть легенда. Я даже хотел
уточнить у Суходрева, его переводчика, все ли так было, но не получилось.
Оказывается, устав ООН запрещает в главном здании этой организации стучать по
чему-либо металлическими и стеклянными предметами. После инцидента с ботинком к
Хрущеву якобы пришли и сказали: «Никита Сергеевич, за нарушение правил ООН вам
штрафные санкции насчитали — 300 тысяч долларов», а он в ответ...
— ... «Ах ты, говно
собачье», да?
— Нет: «Я не
металлическим предметом стучал, а ботинком». Те возражают: «У вас на ботинках
железные были подковки», а он им: «Вот эти?». Они закивали: «Да!». — «Так это
ботиночные, не мои». Разулся, отшвырнул обувь в сторону и ушел в носках, а
ботинки стырили — извините, украли...
— Такую реликвию
историческую!
— Говорят, кто-то из
журналистов позарился. Не знаю, насколько это правда, но на Никиту Сергеевича
очень похоже — верю, как говорится, стопроцентно!
— Вы где-то сказали,
что являетесь по натуре абсолютным психом. По-моему, напраслину на себя
возвели...
— Психом нет —
оптимистом.
— Актеру, по-вашему,
это нужно, чтобы немножко себя накручивать?
— Разумеется, только
он должен не психом быть, а иметь рваную душу. Надо готовым быть сыграть любую
экстремальную ситуацию, не раздумывая, и когда кто-то кому-то капает в
павильоне глицериновые слезы (это часто и женщины делают), я выхожу прочь — не
могу на такое дилетантство смотреть. Раз ты профессионал — соберись...
— ...будь уж добр!..
— ...что-нибудь
вспомни и мгновенно, если ты актер, а не железка или фанера, сыграй.
— Вы, насколько я
знаю, человек безрассудный...
- (Стесняясь).
Да ладно, ну прекратите! Вашими стараниями я сейчас стану таким храбрым, таким
хорошим. Нет и еще раз нет!
— Неужели врут, что
однажды вы на ножи полезли?
— Ну почему — как раз
у вас в Киеве дырку от финки в спине схлопотал.
|
«Серые волки»: Ролан Быков (слева) — Никита
Хрущев, Лев Дуров — Анастас Микоян, 1992 год |
— Как это было?
— Решил прогуляться
пешком от студии Довженко в гостиницу — она недалеко находилась. Там по пути
скверик какой-то, деревья (такой пустыречек маленький), а впереди — автобусная
остановка, как обычно вечером, с кучей людей (я еще обратил внимание, что
стояли военные). Вдруг слышу из этого скверика девичий визг, крик и понимаю,
что ситуация нехорошая.
Сунулся туда, смотрю,
мужик, а под ним девушка уже хрипит. Не раздумывая, то ли по башке ему дал, то
ли ногой в бок всадил, — даже не помню! — и он отвалился. Добавил ему еще и к
жертве кинулся: она вся изорванная лежит, ее дрожь колотит. Только поднял —
сзади удар несильный. Если честно, даже внимания не обратил, потому что девочка
была в таком состоянии... Успокоил ее, вывел на остановку, где освещение было.
Оттуда всех будто ветром сдуло...
— И даже военных?
— К сожалению, исчезли
мгновенно... Я остановил такси, а девушка от пережитого говорить не может...
Пришлось протянуть ей бумагу: «Запишите ваш адрес». Водителю говорю: «Вот
деньги. Я тебя умоляю: отвези, ладно, а то меня ждут. Только потом позвони». У
меня был телефон вахтера гостиничного, думаю: «Подстрахуюсь, а то мало ли что»
— тут уже в голову всякое лезет.
Таксист, в общем, ее
отвез, позвонил: «Не волнуйтесь, все в полном порядке — сдал родителям с рук на
руки». Вот такая была ситуация — остается добавить, что, когда я вошел в
гостиницу, почувствовал на спине что-то липкое. Снял дубленку, а под ней кровь
течет — гад тот ножом порезал.
— Сильно?
— Ну... К счастью,
попал в лопатку, прямо в центр. Ваши актеры киевские помазали, забинтовали...
— Так, а тонущего как
вы спасли?
— Дима, да ладно,
хватит, а то я прямо Герой Советского Союза какой-то.
«КОГДА Я ПРОЧЕЛ
СТРАНИЦ 10 ИЗ КНИЖКИ ВЫТАЩЕННОГО ИЗ МОРЯ ПИСАТЕЛЯ, ПОНЯЛ, ЧТО НЕ НАДО БЫЛО ЕГО
СПАСАТЬ»
— Этот случай — прошу!
— в назидание молодым расскажите...
|
С Юрием Никулиным.
«Юра потрясающий, совершенно удивительный человек был. Великий. Я его просто
обожал» |
— Дураковаляние это на
самом-то деле... В Ялте был очень сильный шторм — от восьми до девяти баллов:
волны в два раза выше этой комнаты ударялись о набережную. Все топчаны, зонтики
унесло с пляжа в море, а я как раз вышел на разгул стихии взглянуть, и в это
время «Помогите, помогите!» услышал. Смотрю — в волнах что-то голубое мелькает,
присмотрелся — плавательная шапочка. Я в чем был — а у меня деньги, паспорт в
кармане — прыг! Тут же воды нахлебался и понял, что мне кранты, но все равно
поплыл к утопающему (а волны таскают туда-сюда — в дрейф ложишься, но
справиться все равно не можешь). Прошу его: «Только не хватайтесь — утонем
сразу. Или я вас брошу!».
Как-то подцепил его и
понял, что мы не выплывем ни за что, что сам я уже сдох. Вдруг слышу звук
катера: та-та-та-та-та! — все ближе, ближе, и ребята-спортсмены кролем
подплывают. Оказывается, неподалеку санаторий военный был... Они возле берега
бултыхались, вдруг видят — какой-то придурок прыгнул, и рванули на помощь...
— Вытащили вас?
— «Плыви назад, —
говорят, — мы его сами доставим». На себя положили ловко — я даже не знаю,
сколько их было! — и клином пошли к берегу. Как я назад доплыл, не знаю. Помню,
там толстая петля металлическая из бетона торчала — я схватился за нее, а меня
оторвало, перевернуло... Пришлось помучиться, пока выбирался, чтобы о
набережную не ударило...
На следующий день
какие-то женщины бродят по пляжу: «Где Дуров?». — «Да вон он лежит», — говорю.
Одна: «Ой, вы моего мужа вчера спасли. Вот вам на память книжка».
— Утопающий писателем
оказался?
— Да, но я прочел
страниц 10 и понял, что...
— ...не следовало его
спасать?
— Мало того, надо было
еще по башке дать и избавить массу читателей от неприятностей.
— Вы, как я уже понял,
в огне не горите, в воде не тонете...
— ...и в самолете не
разбиваюсь. Помню, летел из Москвы во Львов на съемки «Стариков-разбойников»...
— ...с Никулиным и
Евстигнеевым в главных ролях...
— ...и у нашего
самолета два двигателя отказали. Мы в накрененном положении садились. Нет, я,
честно скажу, не трусил, только в самый последний момент зажмурился, когда
понял, что сейчас мы крылом заденем бетон.
— Что это за самолет
был?
— Ан-10. То был его
последний рейс («старичка» после этого сняли с полетов), и вот, когда я увидел,
что стоит эта анаконда — опутанные шлангами машины пожарные...
|
Лев Дуров — Дмитрию Гордону: «Проснулся,
жив — радуйся. Солнце — замечательно, снег — изумительно, дождь — полный
восторг!» |
— ...понял: что-то не
так...
— Ну, я же читал
«Аэропорт» Хейли — этот ужас, и тут все совпало. Вот так: тш-ш-ш! — зашипело, а
сзади через ряд сидел летчик в форме. Я увидел, что пропеллеры перестали
крутиться, повернулся к нему, и он мне показывает: лопасти так или так? Я
изобразил, а летун тихо: «Флюгер!». Потом что-то опять зашипело, захрипело, и
второй двигатель сдох. Он снова мне знаками: второй? «Да», — отвечаю.
Садились мы в киевском
аэропорту «Жуляны» — вынужденная посадка. «Ан» снижался, снижался и в последний
момент — раз! — перевернулся. Удар, кишки во рту... Он попрыгал, все пеной
залили, не загорелся... Потом мат-перемат, все сбежались, а наш пилот говорит:
«Я не хотел вылетать». А мы, действительно, в Москве часа на полтора
задержались, потому что возник спор. Он: «Я слышал, движки барахлят, а ему:
«Все нормально, лети!». Зато потом летчика, который аварийный самолет посадил,
начальником отряда назначили.
— Вообще, удивительно:
на съемках фильма «34-й скорый» вы едва не сгорели...
— ...нормально...
— ...во время одного
из спектаклей откуда-то сверху на вас упало бревно — чуть не убило...
— ...мы с Леней
Каневским вместе стояли...
— ...23 перелома у вас
было, в том числе два — позвоночника...
— Уже 24. Видите,
какой у меня палец (показывает)? Это позорное ранение получил совсем
недавно: летел на гастроли и в самолете сортирной дверью сам себя покалечил.
Знаете, она книжкой сворачивается? Я вышел из туалета и, закрыв эту «книжку»,
полпальца себе отрубил. Мне его наскоро сколотили — теперь он такой.
— Кошмар, на вас же,
Лев Константинович, места живого нет! Слышал еще, инсульт тяжелейший перенесли,
после которого заново учились ходить, говорить...
— ...отстаньте, к чему
эти разговоры?..
— ...инфаркт...
— ...вот этого никогда
не было, честно...
— ...шунтирование
сосудов сердца...
— Нет, другая была
операция. Ладно, ну хватит вам...
— Слушайте, это
фантастика!
|
Фото Александра
ЛАЗАРЕНКО |
— Ужас!
— За счет чего же вы
так прекрасно выглядите и все нагрузки: в театре, в кино да еще в киноакадемии
— совмещаете?
— Дима (смеется),
это агония!
«ЗАТО ТЕПЕРЬ Я
ЗНАЮ, ЧТО ЗНАЧИТ «КРЫША ПОЕХАЛА»
— Вы и вправду
несколько раз побывали на том свете?
— Ну, не несколько, но
бывал.
— Каково там?
— На этот счет есть
шутка такая: «Думал, свет в конце тоннеля, а оказалось — встречный паровоз».
Там странное состояние: вы все, остающиеся, перемещаетесь в какое-то чуждое мне
пространство и становитесь совершенно безразличны. Ты погружаешься в
равнодушие: ни страха, ни опасения — некая прострация, ты есть, но тебя нет. Я,
вообще-то, сентиментален... Пришел внук Иван, рванулся ко мне: «Дедаха!», а я
ему: «Здравствуй, Иван!». Говорил, как потом мне рассказывали, холодно. Понимал
же, что рядом Ваня, но это никак на меня не действовало.
— Эмоции
отсутствовали?
— Окружающие где-то
там — больше ничего, зато теперь я знаю, что значит «крыша поехала». Она ведь на
самом деле едет: местами меняются верх и низ, потолок оказывается внизу, люстра
начинает расти вверх, паркет висит над головой. Самое противное ощущение —
когда понимаешь, что живешь в перевернутом мире. Смешно, но неприятно...
— Каждому прожитому
дню надо радоваться?
— Конечно. Проснулся,
жив — радуйся. Солнце — замечательно, снег — изумительно, дождь — полный
восторг!
— Вам скоро 78 лет, и
однажды вы признались: «Надеюсь сдохнуть на сцене». Как вы это себе
представляете?
— Ну, как сдыхают-то?
Я, например, для финала в моей последней премьере «Я не Раппопорт» по пьесе
американского драматурга Гарднера придумал такую реплику. Мы, оба героя, там
умираем. «Ну вот, — говорю, — а я умер на этой скамейке. Стал рассказывать
Картеру, как месяц воевал во Вьетнаме, но не закончил, остановилось сердце».
...Хмелев, мхатовский
корифей, ушел почти так же. Репетировал он всегда в костюмах, облачился в Ивана
Грозного, и в одной из сцен — там спор шел между боярами — у него не было ни
одной реплики, но кто-то сказал: «Посмотри, какое у Хмелева лицо, какие
глаза!». Кончили репетицию, и Фабисович — знаменитый фотограф — попросил:
«Николай Павлович, давайте сфотографируемся в костюме, чтобы потом вас не
мучить». Он кивнул: «Давайте». Встал и упал прямо на сцену. Актера стали выносить
из зала, а он: «Ну-ну, что же вы меня ногами вперед? Рановато». Его положили на
диванчик в фойе — там он и умер.
Андрюша Миронов в Риге
тоже умер на сцене, и Москвин после второго акта «Царя Федора Иоанновича» стал
выходить, облокотился на тяжелую дверь во МХАТе — у-у-ух! Рабочий сцены поймал
его на руки — и все. Красиво!
— Вы очень дружили с
Никулиным и оба были признанными мастерами розыгрышей...
— Соревноваться с ним
в этих делах было трудно, потому что Юра, вообще, потрясающий был человек,
удивительный совершенно. Я по его милости и в Голливуд собирался на съемки, а
потом оказалось, что письмо с приглашением он мне прислал и орденом был
награжден — на вручение Юра вызвал меня в Кремль.
— Да? Каким образом?
— Ну как? Звонок. «Это
Администрация Президента, — говорят. — Лев Константинович, вы награждаетесь
орденом Дружбы и 24 апреля вам надо прибыть в Кремль. Вы случайно не заняты?».
Я заглянул в график: «Свободен!». — «В 13 часов президент Горбачев будет вручать
вам орден». Я вымыл шею, напялил галстук (с тех пор не ношу их!), приехал...
— Ни Горбачева, ни
ордена...
— Часовые: «Дуров,
куда вы?». — «Да вот...». Они развели руками: «Сегодня не наградной день».
Ничего не понимая, начинаю доказывать: «Как — из Администрации Президента же
позвонили». Ребята наградной отдел набирают и говорят: «Они проверили все листы
на полгода вперед — вас нигде нет». Думаю: «Ах, мать вашу!» — и слегка начинаю
догадываться. Выхожу — стоит машина, а на нее Юра облокотился и улыбается: «Ну
что, приехал все-таки, дурачок?». Я его там чуть не убил!
— Не сомневаюсь, что
вы ему достойно ответили...
— Однажды в Ленинград
его вызвал на пробы.
— И он поехал?
— Ну да — у него как
раз был выходной... После истории с орденом я спросил: «Юра, а кто мне
звонил?». — «Я», — засмеялся он. «Странно, я тебя не узнал». Он фыркнул: «Что
я, дурак? Я кастрюлю надел на голову». — «И не стыдно тебе? — допытываюсь. —
Народный артист Советского Союза, директор, художественный руководитель цирка с
кастрюлей на башке». — «Но ты же поехал? Да я на все готов, лишь бы тебя
разыграть». Он был великий, я просто его обожал.
— Лев Константинович,
спасибо за все, вы замечательный...
— Я отомщу вам за эту
беседу — подарю свою книжку. Она называется «Грешные записки», а почему,
прочитаете.
— И за книгу спасибо!
— (Увидел, что в
томик вложена записка). Ай, нет, это поклонница сегодня дала. Верните,
пожалуйста!
— Юрий Никулин без
анекдота не начинал и не заканчивал, а поскольку вы тоже большой их знаток и
любитель, думаю, будет правильно, если напоследок расскажете анекдот...
— Я, честно говоря, не
люблю это делать со сцены или перед большой аудиторией, потому что лучше Юры
все равно не сумею. Анекдот — это все-таки маленькая новелла, она обязательно
на каком-то жизненном факте основывается, и когда вот так говорят: «Расскажи!»
— в голову сразу ничего не приходит.
Сейчас вот все за
римейки взялись... Никита Михалков снял «12», до этого была американская
картина «12 разгневанных мужчин» — тоже римейк, так вот, американцы в свою очередь
решили «Чапаева» снять и на роль Василия Ивановича да Петьки утвердили двух
чернокожих артистов. Петька у них там спрашивает: «Василий Иванович, когда
счастливо жить начнем?», а тот отвечает: «Скоро — белых вот перебьем...».
По-моему, смешно, особенно в свете последних событий...