Правнук писателя о сериале «Братья Карамазовы»:
«Полное разочарование!»
В
первых числах июня 2009 года Первый канал начал показ
телесериала по книге Федора Михайловича
Достоевского «Братья Карамазовы» (режиссер Юрий Мороз).
Предлагаем
вашему вниманию фрагмент интервью Светланы Мазуровой
с правнуком великого писателя Дмитрием Достоевским о постановке очередной
версии знаменитого романа (полный текст интервью в «РГ» за 4 июня 2009г. -
№101)
О. Канищев
|
Правнук
писателя – Дмитрий
Андреевич Достоевский |
Светлана
Мазурова: С Дмитрием Андреевичем Достоевским,
правнуком писателя, мы познакомились в театре, где оба смотрели моноспектакль Петербурского
актера Леонида Мозгового «Смешной» по рассказу Ф.М. Достоевского «Сон смешного
человека»
Светлана
Мазурова: Дмитрий Андреевич, вы были в
Мариинском театре на премьере оперы «Братья
Карамазовы». Ваше впечатление?
Дмитрий Достоевский: Расстроился.
Опера снижает жесткость диалогов,
получилось слишком напевно. На мой
взгляд, не стоило ее ставить. Все
бывало, и балет по «Бесам» ставили.
Дожили и до современного разухабистого
телесериала «Братья Карамазовы».
Светлана Мазурова: Он вас
разочаровал?
Дмитрий Достоевский : Полное разочарование! Не смог Юрий Мороз передать Достоевского. Вижу, как он обходит самые сложные,
серьезные сцены. А «Легенда о великом
инквизиторе», очень напряженная глава, которая многое открывает в братьях—Иване,
Алексее... Ничего не осталось, все свернулось до
нескольких фраз! Актеры, по-моему, вообще не понимают, что им играть. Особенно исполнитель роли Алеши Карамазова. Вспомните сцену, где он напуган, когда понимает, что больше не верует,
— ни один мускул на его лице не дрогнул! Или
одно из главнейших событий — убиение отца. Ну
никак не берет!
Светлана Мазурова:
Неужели совсем никто не понравился?
Достоевский: Разве что
не главные герои. Лиза Хохлакова
не только мне—всей нашей семье нравится. Действительно, взбалмошный ребенок. Видимо, по своей натуре актриса близка к героине. А остальные... Глупо брать артистов, которые совпадают по возрасту с героями романа. Потому что современный
20-летний юноша—почти ребенок, ведет себя инфантильно. Не такими были двадцатилетние в XIX веке,
тогда взрослели значительно раньше. Режиссер не смог настроить молодых актеров. Они просто озвучивают тексты. Мне даже жалко их. Видно, как они пыжатся. Чуть лучше других Иван. Правда, его немного было.
Не оставил никакого следа Дмитрий, не сочувствуешь ему, не сопереживаешь. Серьезные сцены, а он только бегает. Алексей все время ходит с открытым ртом и смотрит на всех исподлобья.
Интерьеры? Лубочная
провинция, все чистенько, гладенько. Меня трясет от того, что постоянно показывают кадры ухода Дмитрия на каторгу в кандалах на руках и ногах. Ну не было уже в это время (70-е годы Х1Х века)
кандалов! Или Грушенька мечется по избе в бальном
платье, расшитом каменьями… С чего вдруг? Да и вообще
она не похожа на героиню Достоевского, не веришь ей. Грубая,
развязные интонации…
Светлана Мазурова: Может быть, вы вольно или невольно сравниваете этот фильм с фильмом Пырьева?
Достоевский: Нет.
Даже не пытаюсь сравнивать. Пырьев снимал в ХХ
веке, сейчас другое время. Но вот Бортко же справился. Вполне приличный
телевизионный фильм «Идиот». А тут подряд два «холостых выстрела»: «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». Оба сняты
в 2007 году, просто показаны не враз. И тот сериал меня разочаровал. Раскольникова я представлял другим.