Народный артист России
Михаил ДЕРЖАВИН: «Первым моим тестем был Аркадий Райкин, вторым — маршал
Буденный, и только свою третью жену Роксану я взял из простой семьи Бабаянов»
|
|||||
После 30 лет
совместной жизни актер Московского театра сатиры и певица Роксана Бабаян
обвенчались
Роксана Бабаян и
Михаил Державин узаконили отношения перед Богом в арбатской церквушке Николы на
Песках, куда Михал Михалыч частенько заглядывал еще в детстве — тогда там
располагалось отделение студии мультфильмов. Таинство прошло при закрытых
дверях: в присутствии самых близких — дочери Маши, внуков Петра и Павла.
Секретом семейного счастья актер считает «азарт, блеск и огонь», которые каждый
день видит в глазах неподражаемой супруги.
Брак с Роксаной — третий в жизни Михаила Державина. Но и с предыдущими женами у
артиста прекрасные отношения. Во многом потому, что Михаил Михайлович относится
к племени настоящих дамских угодников, которых все меньше в нашей жизни.
Людмила ГРАБЕНКО
Специально для «Бульвара Гордона», №48, 3 декабря 2009г.
«ПРОИСХОЖДЕНИЕ У МЕНЯ РАБОЧЕЕ: МОЙ ДЕДУШКА БЫЛ НАЧАЛЬНИКОМ ВОДОПРОВОДНОГО
УЧАСТКА»
— Михаил Михайлович,
принято считать, что театр — живой организм, он рождается, взрослеет, а потом
стареет и умирает. Как Театру сатиры удалось дожить до 80-ти и не постареть?
— Во-первых, время
новое наступило, а это, как вы понимаете, обязывает. Кто же мог предположить,
что все так резко изменится? Наш театр появился, когда организовывались первые
советские театры, и мы как-то всю жизнь марку держали. Постоянно вливается
свежая кровь — наш худрук Александр Анатольевич Ширвиндт любит молодых
режиссеров и актеров. Мне неловко признаться, но у нас столько молодежи, что я
до сих пор не знаю всех по именам. Обращаюсь к ним: «Здравствуйте, ребятки!».
Мне ведь тоже уже 73, но по сравнению с Ширвиндтом я все-таки молодой.
— Сегодня мало кто
может себе представить Ширвиндта и Державина отдельно друг от друга. Насколько
я понимаю, ваш тандем существует достаточно давно?
— Со времен нашего
детства. Знаете, память неожиданно вытаскивает откуда-то картины, о которых ты,
казалось, давным-давно позабыл. Сейчас, например, мне вспомнилось лето на даче.
Так получилось, что
папа мой умер рано, в 51-м году, ему было всего 48 лет. На руках у мамы, кроме
меня, 14-летнего, остались еще и две маленькие сестры. Поэтому великий чтец
Дмитрий Николаевич Журавлев и его жена часто приглашали нас в гости на свою
дачу на Истре в подмосковный поселок Новый Иерусалим. Приезжал к ним в гости и
Шура. Там были роскошные дачные участки с домами, построенными еще до войны. И
я хорошо помню Александра Анатольевича, играющего в волейбол, — высокого,
красивого. Вместе с ним играли атлетически сложенные актеры балета и
очаровательные балерины Большого театра, лагерь которого располагался
неподалеку.
Но познакомились мы с
ним раньше. Мы с Шурой жили в одном доме: его отец был скрипачом, а мама
работала редактором в филармонии. Наши родители дружили, поэтому он часто приходил
к нам в гости. Еще в нашем доме на Новый год устраивались «елки» — детские
праздники в каждой квартире, и мы проводили время в переходах с одного
праздника на другой. Кстати, когда-то нам с Роксаночкой дали хорошую квартиру в
Останкино — большую, в только что построенной многоэтажке, но я, узнав, что
освободилась квартира в подъезде моего детства, попросил разрешения новую
сдать, а в старую въехать. Очень уж хотелось вернуться туда! В следующем от нас
подъезде — Театральное училище Щукина.
Я вообще приверженец
Арбата. У нас тут с одной стороны — Новый Арбат, а с другой — Старый. Там были
знакомые мне с детства улицы и переулочки, а справа — большой длинный дом, в
котором все мы родились: и Шура, и я, и Марк Захаров, и Андрюша Миронов. Это
знаменитый роддом имени Грауэрмана, а рядом — ресторан «Прага», куда наши
родители шли отмечать наше рождение.
— В советские годы
актерские династии не очень-то приветствовались, в отличие от рабочих...
— Окружение, в котором
я вырос, не оставляло мне выбора. Наш второй кооперативный дом Театра
Вахтангова был населен актерами, к которым в свою очередь приходили
изумительные люди — прославленные пианисты, композиторы, художники. Я всех их
видел, был с ними знаком.
|
«С Роксаной мы встретились в самолете,
и я как-то сразу понял, что у нас с ней все будет всерьез и надолго» |
По вечерам к папе
часто заглядывал Николай Константинович Черкасов, знаменитый Иван Грозный. Открыв
четвертушку водки, они могли сидеть на кухне и разговаривать до самого утра.
Спускаешься по лестнице, а навстречу поднимаются дядя Слава Рихтер, великий
пианист, и его жена — тетя Нина Дорлиак, певица, народная артистка, которые
идут в гости к своему племяннику Мите Дорлиаку, другу моего детства, живущему
этажом выше. Выходишь из подъезда — стоит знаменитый педагог Рубен Николаевич
Симонов...
Знаменитый Борис
Васильевич Щукин, как рассказывала мама, носил меня, маленького, на руках, а
молодые актеры театра были нашими вожатыми в пионерском лагере на Пахре.
Не удивительно, что я,
в силу детской наивности, долго думал, что главное место в мире — это театр, а
самая главная профессия — артист. С таким убеждением я и театральное училище
окончил. Диплом у меня с отличием — настоящий «красный», чем я горжусь. Хотя
происхождение у меня отнюдь не аристократическое, а самое что ни на есть
рабочее. Мой дедушка был начальником первого водопроводного участка Москвы,
который простирался от улицы Горького до Кремля. И, кстати, налаживал
знаменитую водную феерию в Цирке братьев Никитиных в 1910 году. А в здании, где
когда-то располагался цирк, сейчас находится... Театр сатиры. Вот как интересно
все в нашей жизни переплетается.
«ШИРВИНДТ УЖЕ ВСТРЕЧАЛСЯ С ДЕВУШКАМИ, А Я НЕТ. ОН ПИЛ ШАМПАНСКОЕ, А Я —
ЛИМОНАД»
— Вы так много
рассказываете о соседях и ни слова не говорите о своем отце...
— Мой папа — народный
артист Советского Союза, лауреат Сталинской премии Михаил Степанович Державин —
всю жизнь проработал в Театре Вахтангова. Снимался в фильмах «Дело
Артамоновых», «Великий перелом», где он сыграл маршала Муравьева, прототипом
которого был маршал Жуков.
— Не могу не спросить
вас об Андрее Миронове, который в вашей с Ширвиндтом компании был третьим, но
отнюдь не лишним.
— Знаете, разница в
два-три года в юношеские годы кажется нам очень большой, практически
непреодолимой пропастью. Когда-то так было у нас с Ширвиндтом: он уже
встречался с девушками, а я — нет, он пробовал шампанское, я же пил лимонад.
Когда в нашей компании появился Андрей, поначалу мы воспринимали его, как
младшего брата.
Он учился в том же
театральном училище, что и мы. А у нас была такая традиция: студенты младших
курсов помогают старшекурсникам переносить декорации во время спектакля,
открывать занавес, участвовать в массовых сценах. И Андрей всегда нам помогал.
Впоследствии с Андрюшкой я очень много играл. Кстати, именно он перетащил меня
из Театра Ленинского комсомола в Сатиру.
Я играл ведущего в
знаменитой в то время телепередаче «Кабачок «13 стульев», которая снималась на
базе Театра сатиры, и я все время приходил туда на репетиции. Андрей как-то
сказал: «Что ты мучаешься — ходишь туда-сюда, переходи к нам на работу». Позже
я понял, что побуждения у него были не совсем бескорыстные. Ему надо было
сниматься в кино, а я его в некоторых спектаклях заменял на сцене, но я все
равно рад, что это произошло.
Худрук Сатиры Валентин
Николаевич Плучек очень хорошо, по-отечески, отнесся к моему переходу в театр.
Хотя он и не смог простить некоторым моим коллегам участия в «Кабачке «13
стульев». Плучек называл нас «кабачкистами». А ведь благодаря этой программе мы
могли подзаработать, многие из нас на эти гонорары купили свои первые машины.
|
«Когда в нашей
компании появился Андрей, мы поначалу воспринимали его, как младшего брата».
Михаил Державин, Андрей Миронов и Александр Ширвиндт в комедии «Трое в лодке,
не считая собаки», 1979 год |
— Когда читаешь
воспоминания о Миронове, такое впечатление, что он был баловнем судьбы,
которому все давалось без труда и усилий...
— Конечно, он был
легким, остроумным, но одновременно и удивительно работящим. Помню одну свою
сцену — выход из оркестровой ямы — в спектакле «Бешеные деньги», который он сам
же и ставил, Андрей репетировал 47 (!) раз. Столько прогонов насчитали помрежи,
которые сидели на репетиции и все фиксировали.
Каждый эпизод в кино
или спектакле, номер на эстраде он оттачивал снова и снова, доводил в прямом
смысле слова до совершенства.
А ведь в последние
годы Миронову было очень трудно: у него был фурункулез в тяжелой форме, который
доставлял ему ужасные физические страдания. Но он считал, что никто не должен
об этом знать, и ухитрялся сделать все, чтобы зрители этого не заметили. Вы,
наверное, видели, что он часто выступал в водолазках и свитерах с высоким
воротником — они закрывали фурункулы на шее.
— Вы были на тех
злополучных гастролях в Прибалтике?
— Был... Ширвиндт и
Миронов жили в одной гостинице, в Юрмале, и вечером приезжали в Ригу на
спектакль. В тот вечер давали «Фигаро». Я не был в нем занят, поэтому
отправился рыбачить на Даугаву. И вот я иду с рыбалки, веселый, и вдруг узнаю,
что Андрея забрали в больницу. Для всех нас это был ужасный удар.
«ПОКА Я ПРИМЕРЯЛ В МАГАЗИНЕ ЖЕНСКИЕ БОСОНОЖКИ, НА МЕНЯ СМОТРЕЛИ, КАК НА
СТРАННОГО ЧЕЛОВЕКА, А КОГДА СКАЗАЛ: «БЕРУ!», ВСЕ УПАЛИ»
— В течение нескольких
дней Театр сатиры потерял Анатолия Папанова и Андрея Миронова. Как ему удалось
оправиться после таких потерь?
— Думаю, тут большая
заслуга и мудрость Плучека — именно он не дал театру развалиться. Валентин
Николаевич не остановил гастроли, за что его не ругал только ленивый. А мне
кажется, это был единственно возможный выход из положения. Мы были настолько
деморализованы, что, отпусти он нас тогда в отпуск, неизвестно, собрались бы мы
снова или нет.
Я тогда был
председателем профсоюзной организации театра, летал хоронить и Андрея, и
Анатолия Дмитриевича. И последние слова на Новодевичьем кладбище, когда
хоронили Папанова, тоже говорил я. Меня и с ним многое связывало.
Когда-то давно молодой
Анатолий Дмитриевич играл в самодеятельной студии завода «Каучук»,
руководителями которой были молодые актеры Театра имени Вахтангова. Позже, в
спектакле, где мой отец играл Кутузова, Папанов исполнял эпизодическую роль.
Потрясающий он был актер. Мы знаем его в основном по комедийным ролям, но когда
Анатолий Дмитриевич читал лирику, люди в зале плакали. Хотя и рассмешить он
мог, как никто.
— Вас тоже Бог такой
способностью не обделил. Помню замечательный концертный номер, где вы играли
женщину — крупную, колоритную, в блестящем платье с бисером а-ля «Мерилин Монро
поздравляет президента Кеннеди с днем рождения». Это было дико смешно!
— Я ее придумал к
юбилею Эльдара Александровича Рязанова, когда он дал нам с Ширвиндтом
карт-бланш. У нас был номер «Иностранец» (мы его делали для капустника в Доме
актера), где я говорил на тарабарском языке, а Александр Анатольевич меня
«переводил». Например, я что-нибудь лопочу, а в конце добавляю: «Софи Лорен и
Марчелло Мастроянни», а Шура переводит: «Нонна Мордюкова и Никита Михалков». И
я придумал, что надо выйти женщиной — якобы она иностранка, ни слова по-русски
не понимает, поэтому с ней происходят забавные вещи, например, ее поселяют в
Дом колхозника, в номер, где уже живет несколько оленеводов.
Мы приехали к Рязанову
в концертный зал «Россия» после спектакля, поэтому сильно опоздали. Эльдар
Александрович нас ждал, но, конечно, никак не думал, что я выйду в женском платье.
В зале творилось что-то невероятное, зрители во главе с самим юбиляром
буквально падали со стульев. Вообще, наше с Шурой милое озорство иногда
помогает выйти из любой ситуации.
|
Одна из ранних киноработ Михаила Державина
в картине «Они были первыми», 1956 год |
— На каблуках вы себя
уверенно чувствовали?
— Так я же подобрал
специально серебряные босоножки. В магазине тоже была сцена, достойная кино или
театра: я их примерял, и покупатели на меня смотрели, как на, мягко говоря,
странного человека.
Представьте себе
мужчину в драповом пальто (день рождения у Рязанова поздней осенью, а
праздновали его и вовсе в начале зимы), шапке, теплых перчатках и летних — да к
тому же еще женских — босоножках. Сначала я просто ходил по магазину, а когда
сказал: «Беру!», все вообще упали.
— А размер-то у вас
какой?
— 42-й. Все было почти
как в комедии «Джентльмены удачи»: «Женские туфли хочу — размер 42, 43 и 45». И
ведь нашлись такие — чешской фирмы «Цебо».
«Я ШЕЛ ЗА ГРОБОМ БУДЕННОГО, И ТЕЛЕВИЗИОННОЕ НАЧАЛЬСТВО ЧУТЬ НЕ ЛОПНУЛО ОТ
ЗЛОСТИ»
— Вы — признанный
мастер розыгрышей. А вас никогда не разыгрывали?
— Как-то, когда мы уже
разошлись с моей первой женой Катей Райкиной, в газете «Вечерняя Москва» в
разделе «Браки и разводы» появилось объявление: «Михаил Державин возбуждает
дело о разводе с Екатериной Райкиной». Оказалось, что это была шутка Никиты
Владимировича Богословского, который славился своими розыгрышами, причем далеко
не всегда безобидными.
— Кстати, о Екатерине
Райкиной. Еще одна отличительная ваша черта — вы знаете толк в женщинах, во
всяком случае, умеете их выбирать.
— Честно говоря,
никогда специально не выбирал, но в результате действительно получалось удачно.
Да и тести у меня были знаменитыми. Первым стал Аркадий Исаакович Райкин. Ох,
доложу я вам, и щеголь он был! Какие у него были костюмы и как потрясающе
элегантно он умел их носить! В его дочь Катеньку я влюбился, еще будучи
студентом. Ей тогда было 19 лет, мне — 21.
Мы быстро поженились,
но прожили недолго: были молоды, со всех сторон нас поджидали соблазны, то у
нее гастроли, то у меня. Но расстались друзьями, а Аркадий Исаакович до конца
своих дней относился ко мне по-отечески тепло. Кстати, самого Райкина я знал
задолго до знакомства с Катенькой — он часто приезжал в наш дом к
отоларингологу Виктору Канторовичу, у которого лечилась вся актерская и
певческая элита. Райкин приезжал на своей «победе» и, зная, что я сын актера
Михаила Державина, спрашивал у меня: «Мишенька, Виктор Самойлович дома?». Лишь
получив утвердительный ответ, шел к врачу.
Меня всегда окружали
изумительные женщины, их в моей жизни было гораздо больше, чем мужчин. У меня
даже сына нет, только дочь Маша от второго брака. Правда, вот она-то уже родила
мне двух внуков. Старший, Петр, оканчивает МГУ, факультет журналистики, а
младший, Павел, переходит в восьмой класс. Они — правнуки Семена Михайловича
Буденного, маршала Советского Союза.
— Как вас принял ваш
второй тесть, маршал?
— Очень хорошо. То,
что я уже был женат, Семена Михайловича совершенно не смутило. Когда его дочь
Нина привела меня знакомить с родителями, он сам открыл дверь, представ в
шелковой рубашке и маршальских брюках с широкими лампасами: «Ну, проходи,
сынок!». Помню, меня удивил его невысокий рост — где-то метр 65 сантиметров, не
больше, я-то представлял его чуть ли не былинным богатырем.
— Сегодня для многих
Буденный всего лишь персонаж из учебника истории. А каким он был человеком?
— Совершенно
изумительным! Полный георгиевский кавалер, и при этом на редкость добрый
человек, дивный рассказчик с потрясающим чувством юмора. Любил ловить рыбу и
мне эту страсть привил. А я уж потом приохотил к рыбной ловле Ширвиндта,
который с тех пор очень любит спать с удочкой на берегу.
Персонажем анекдота,
который на вопрос: «Вам нравится Бабель?» — отвечает: «Смотря какая бабель!»,
Буденный точно не был. Он прекрасно знал, кто такой Бабель. Как-то я с иронией
спросил его: «Семен Михайлович, вы «Войну и мир» читали?». — «А как же, —
улыбнулся он, — в первый раз — еще при жизни Льва Николаевича Толстого,
умершего в 1910 году».
«ВСПОМИНАЯ САМОЛЕТНУЮ ИСТОРИЯ ЗНАКОМСТВА С РОКСАНОЙ, ЧАСТО ДУМАЮ: «МОЖЕТ, БРАКИ
И ВПРАВДУ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НА НЕБЕСАХ?»
— Потрясающие люди вас
все-таки окружали...
— Да, благодаря
Буденному я попал в уникальную среду. Только представьте себе: в доме на улице
Грановского, куда мы с Ниной вскоре переехали, в квартире под нами жил маршал
Семен Константинович Тимошенко, наверху — маршал Родион Яковлевич Малиновский,
в соседнем подъезде — маршал Климент Ефремович Ворошилов, Вячеслав Михайлович
Молотов, Георгий Константинович Жуков, Лазарь Моисеевич Каганович — он, кстати,
любил театр и часто приходил к нам на спектакли.
Вне высоких постов и
начальственных кабинетов все они были очень простыми, славными людьми. Любили
смотреть по телевизору «Кабачок «13 стульев» и относились ко мне уважительно.
Когда Семен Михайлович умер, я шел за его гробом. Говорят, телевизионное
начальство чуть не лопнуло от злости. «Немедленно уберите из кадра ведущего
«Кабачка»! — ругал кто-то из «шишек» режиссера телевизионной трансляции. —
Какого черта он там крутится?!». Для меня они были не только героями войны, но
и необыкновенно интересными людьми. И опять-таки как удивительно все в этой
жизни переплетается. Сейчас в спектакле «Счастливцев — Несчастливцев» я играю
Ворошилова, а Ширвиндт — Сталина.
— Вы и с вождем всех
народов были знакомы?
— Нет, чего не было,
того не было. Руки, как Ворошилову, мы Иосифу Виссарионовичу не жали. Сталина я
видел только на трибуне Мавзолея. Мы с отцом стояли внизу, на гостевой трибуне,
рядом с Александром Александровичем Фадеевым — в то время «Молодую гвардию» как
раз ставили в Вахтанговском театре.
Но у нас со Сталиным
связана интересная семейная история. Как-то уже после смерти Буденного к его
вдове Марии Васильевне приехали зарубежные журналисты, снимавшие фильм о Семене
Михайловиче. Увидев в кабинете Буденного портрет Сталина, кто-то из журналистов
спросил у моего старшего внука Пети: «Кто это такой?». И тот, ничтоже
сумняшеся, ответил: «Какой-то приятель дедушки!».
— Почему вы развелись
с Ниной Семеновной?
— Потому что полюбил
другую женщину — мою нынешнюю жену Роксану. Мы встретились... в самолете, и я
как-то сразу понял, что у меня с ней все будет всерьез и надолго. Нас тогда
представил друг другу муж моей сестры Борис Владимиров, которого вы знаете как
знаменитую Авдотью Никитичну. Когда я обратил внимание на красивую молодую
девушку по соседству, он сказал: «Знакомься, это наша любимица — Роксаночка
Бабаян».
Видите, как бывает:
моими тестями были такие знаменитости, как Райкин и Буденный, и только
Роксаночку я взял из простой семьи Бабаянов. Но мы вместе уже 30 лет. Вспоминая
самолетную историю нашего знакомства, я часто думаю: «Может, браки и вправду
заключаются на небесах?».