И жизнь, и слезы, и
любовь...
Наталья
БЕЛОХВОСТИКОВА: "Вернувшись из роддома, мой муж Владимир Наумов позвонил
своему другу режиссеру Алову: "Шурик, у меня дочка родилась!". После
пятиминутной паузы тот выдавил: "От кого?"
|
|||||
Новая картина с участием Натальи Николаевны «В России идет снег» пока
находится в производстве. Это второй фильм дочери Белохвостиковой Натальи
Наумовой |
40 лет назад на экраны
вышел фильм "У озера", в котором юная Наташа Белохвостикова сыграла
свою первую роль
На нее нельзя было не
обратить внимания, уж очень серьезной - не по годам! - она была. В остальном
очень даже симпатичная, только какая-то несовременная: огромные лучистые глаза,
высокий лоб, длинная толстая коса и прикрывающая колени плиссированная юбка.
Она стояла в коридоре ВГИКа и краснела под пристальными взглядами будущих
гениев - студентов первого курса: дескать, это еще кто такая? Ее пригласил для
беседы сам Герасимов, но вот беда, он опаздывал, а выносить чужое любопытство
не было больше сил. Ни на кого не глядя, она сердито развернулась и быстро
пошла к выходу. Дома, стараясь казаться равнодушной, на ходу бросила родителям:
"Мне там не понравилось!" - и укрылась от них в своей комнате. Но
папа заподозрил неладное. Узнав, что случилось, он строго заметил: "Ты
хотела быть актрисой? Значит, пройди этот путь до конца. Если и после беседы с
Герасимовым повторишь то, что только что сказала, значит, так тому и быть. Но
сейчас ты должна вернуться". Она вернулась, чтобы стать актрисой, а стала
настоящей звездой.
Людмила ГРАБЕНКО
Специально для "Бульвара Гордона" , 15 декабря 2009г
"ГЕРАСИМОВ МОГ НЕСКОЛЬКИМИ СЛОВАМИ ПОСТАВИТЬ ЧЕЛОВЕКА НА МЕСТО, ПОЭТОМУ У
ЕГО СТУДЕНТОВ НЕ БЫЛО ЗВЕЗДНОЙ БОЛЕЗНИ"
— Наталья Николаевна,
вы стали знаменитой в одночасье — когда на экраны вышла картина Герасимова
"У озера", где вы, на тот момент студентка ВГИКа, сыграли главную
роль. Для вас этот фильм — подарок судьбы?
— Ну, естественно! Без
меня не было бы этой картины, а без картины — меня как актрисы: скорее всего, я
бы занималась чем-то другим. Мне и прочили либо иняз, либо МГИМО, так как папа
у меня был дипломатом, мама — переводчицей.
С Герасимовым меня
познакомил Марк Донской, в его картине "Верность матери" я снималась
в Стокгольме (там тогда работали мои родители) в эпизодах — была дублершей
актрисы, игравшей Марию Александровну Ульянову.
Мы встретили Сергея
Аполлинарьевича случайно, в коридоре киностудии. Он, как мне показалось, почти
не обратил на меня внимания, вскоре я об этой встрече и думать перестала. Неожиданно
позвонил Донской: "Герасимов тебя разыскивает, спрашивает: "Где та
большелобая девочка?". Оказывается, наша с ним встреча натолкнула его на
написание сценария фильма "У озера". Так я поступила на курс к
Герасимову. Но поскольку школу я еще не окончила, то по ночам зубрила школьные
предметы (мне разрешили учиться экстерном), а днем ходила на лекции во ВГИК.
— Чувствовали себя
счастливой?
— Еще бы! Сергей
Аполлинарьевич и его жена Тамара Федоровна Макарова были удивительными людьми.
В профессии — гениальными, в жизни — человечными и добрыми. Их брак оказался
бездетным, поэтому всех своих студентов они любили, как родных детей, и
проступки прощали им, как родным. При этом не могу сказать, что мы были ими
избалованы, скорее, нас держали в ежовых рукавицах.
|
С Василием Шукшиным в фильме «У
озера», 1969 год. «На съемочной площадке я беспомощно хваталась глазами за
его глаза и вытягивала роль» |
— Сергей
Аполлинарьевич был строгим наставником?
— Не то слово! Мы
боялись его до безумия. Когда вышел фильм "У озера", Коля Еременко
немного зазнался и позволял себе нескромные высказывания. Герасимов не кричал,
не ругался, а просто сказал ему: "Коля, когда идешь по улице, иногда
опускай голову вниз. А то, не ровен час, споткнешься и расквасишь себе
нос". Коля тогда чуть не сгорел от стыда.
Герасимов мог
несколькими словами поставить человека на место, поэтому ни у кого из нас
никогда не было звездной болезни. Он внушал нам, что актерская профессия — это
труд, труд и еще раз адский труд. И больше ни-че-го! Даже если тебе повезет и
придет успех, это, как он говорил, ровным счетом ничего не значит, потому что
ни один даже самый громкий успех во всем мире, не вечен. К тому же нет
гарантии, что твоя следующая роль будет такой же достойной, как предыдущая.
Благодаря Герасимову
мы свыклись с ощущением, что жизнь полосатая, что в ней все бывает. Кстати, с
этим проще жить. Еще он учил нас не унывать, что бы ни случилось. Наверное,
поэтому никто из его студентов не пропал, не спился, не опустился — все
состоялись в профессии.
Мы, герасимовцы,
всегда осознавали себя особым кланом и очень этим гордились. До сих пор, когда
я вижу, к примеру, Колю Губенко, Сережу Никоненко, Зинаиду Кириенко или более
молодых — Ларису Удовиченко, Наташу Бондарчук, я чувствую, что они мне родные,
что мы — люди c одной группой крови. Мы живем, зная, что мы есть друг у друга,
поэтому и потери ощущаются особенно болезненно. У нас на курсе их было особенно
много — Коля Еременко, Вадим Спиридонов, Талгат Нигматуллин...
|
С Николаем Еременко,
«У озера». «Мы, герасимовцы, всегда осознавали себя особым кланом и очень
этим гордились» |
— О Николае Еременко,
у которого недавно был юбилей, говорили и вспоминали много, а вот Вадим
Спиридонов, сыгравший одну из главных ролей в сериале "Вечный зов",
сегодня уже как-то и подзабыт...
— Вадим был самым
гениальным на нашем курсе. Гораздо старше нас, до ВГИКа он успел поработать в
каком-то научно-исследовательском институте. Помню, как взросло и мудро он
смотрел на нас — молодняк, который бесился вокруг него. Он пришел в актерскую
профессию побеждать и в его возрасте уже не имел права ни на пустое
времяпровождение, ни тем более на проигрыш.
Никто не знал, что у
него больное сердце. Молодость вообще равнодушна к болезням, ей кажется, что
жизнь будет длиться вечно. Да и сам он по врачам не ходил и лечиться не любил.
Говорят, Вадим умер во сне, от сердечной недостаточности. Лег отдохнуть перед
ночными съемками и уже не проснулся...
"Я ОЧЕНЬ ОСИПЛА, ПОЭТОМУ СЪЕМОЧНАЯ ГРУППА НЕ МОГЛА ПОНЯТЬ, КОГДА ГОВОРЮ Я,
А КОГДА — ВЫСОЦКИЙ"
— Он, как известно,
снимался в фильме "У озера", а еще вашим партнером там был сам
Василий Шукшин...
— После встречи с
Василием Макаровичем я сделала для себя важный жизненный вывод: чем человек
талантливее, чем он внутренне мощнее и духовнее, тем он добрее и щедрее к
окружающим его людям. Меня поразило, что он, знаменитый актер, не тянул одеяло
на себя, а старался помочь мне, тогда еще совсем юной, 17-летней. Я очень
сильно терялась, особенно в первое время, и если бы не Василий Макарович, совсем
другой была бы, наверное, моя героиня Лена Бармина. На съемочной площадке я
беспомощно хваталась глазами за его глаза, как утопающий за соломинку. И —
вытягивала роль.
|
Дон Гуан (Владимир Высоцкий) и Донна Анна
(Наталья Белохвостикова), «Маленькие трагедии», 1979 год. «У Высоцкого было
потрясающее мужское нутро» |
Постепенно все как-то
наладилось, я даже начала получать удовольствие от самого процесса съемок. А
поначалу так выматывалась, что, возвращаясь с площадки, просто падала без сил
на постель и долго лежала, не шевелясь. Мне было очень трудно еще и потому, что
Лена — диаметрально противоположный мне человек. Кстати, после фильма "У
озера" мне было очень трудно идти по жизни: все считали, — да и до сих пор
считают! — что я такая и есть — неземная, странная, непонятная. Я годами
выползала из этой роли, а выползла, по сути дела, только сейчас, когда я
наконец-то могу играть то, что хочу, что мне близко.
— Сейчас, спустя почти
40 лет, вы смотрите этот фильм?
— Впервые после съемок
я посмотрела его по телевизору совсем недавно, в 2006 году, когда праздновали
100-летие Герасимова. Да и то не до конца. Вообще, никогда не смотрю свои
картины. Предпочитаю идти вперед, а не возвращаться в то, что уже прожито. Да,
там было хорошо, эти воспоминания тебе дороги, но все это уже прошло, его нет.
К тому же я понимаю, что никогда не смогу посмотреть свои фильмы отстраненно,
как зритель, я все равно вижу их изнутри.
— Поистине этапной
работой для вас стала картина Михаила Швейцера "Маленькие трагедии".
В ней вы снимались с Владимиром Высоцким...
— Он играл Дон Гуана,
а я — Донну Анну. Володю очень долго не утверждали на эту роль — тогда было
негласное распоряжение его не снимать. Но Швейцер проявил упорство: он пробовал
массу других актеров, но никого из них не утверждал. И все-таки добился своего
— Дон Гуана сыграл Высоцкий.
Это была его роль.
Несмотря на небольшой рост, несмотря на то, что он не так уж красив, у Володи
было потрясающее мужское нутро. А снимали мы очень весело. Дело в том, что
Высоцкий должен был с Театром на Таганке ехать на гастроли во Францию, и
отсняться ему надо было быстро. Я же как раз сильно заболела: у меня был отит,
я плохо слышала, ужасно болела голова и ко всему я очень сильно осипла, поэтому
разговаривала таким же голосом, как и Высоцкий.
|
Армен Джигарханян,
Глеб Стриженов и Наталья Белохвостикова, «Тегеран-43», 1981 год |
С утра я заходила в
медпункт, мне делали какие-то уколы, после чего шла на съемку, где начиналась
страшная неразбериха: группа никак не могла понять, когда говорю я, а когда —
Володя. Поэтому, несмотря на мою высокую температуру и общее ужасное состояние,
мы хохотали до упаду. У нас тогда было какое-то приподнятое, светлое
настроение: казалось, что впереди длинная жизнь, что все будет хорошо...
— А это был последний
фильм Высоцкого, только тогда об этом никто не знал.
— Как никто не знал и
о том, что обидно быстро уйдет от нас другой замечательный актер — Леонид
Марков. Он, как и Спиридонов, уже позабыт, и тоже незаслуженно.
— Вы с ним много
снимались?
— К сожалению, не
очень — только в картине "Змеелов". Но бывают короткие встречи,
которые запоминаются на всю жизнь.
Мы очень смешно
озвучивали совместную сцену — он, Саша Михайлов и я. Мужчины пришли в павильон,
выпив пива, и Леониду Васильевичу под влиянием пивных паров никак не удавалось
попасть самому себе в артикуляцию губ. Мы хохотали буквально до колик, и первым
начинал смеяться сам Марков.
В конце концов, вышли
из положения следующим образом: когда ему нужно было начинать говорить, Саша
Михайлов жал ему руку: мол, начинай. Возвращаясь с озвучки, мы с мужем подвезли
его домой, и он всю дорогу читал нам Есенина. Потрясающий был человек. Вообще,
все, о ком мы с вами говорим, — великие артисты, сейчас таких уже нет. Эти,
современные, все сплошь звезды, у нас за звездами уже и неба не видно. А те,
прежние, были иными: для них главным были не деньги, а работа, и называли они
себя не звездами, а актерами...
|
С Аленом Делоном в «Тегеране-43».
«Сколько в его манерах было шарма и изящества!» |
"АЛЕН ДЕЛОН КАТЕГОРИЧЕСКИ ОТКАЗЫВАЛСЯ ПАДАТЬ НА МОКРУЮ ОТ ДОЖДЯ БУЛЫЖНУЮ
МОСТОВУЮ"
— А Ален Делон, с
которым вы снимались в картине "Тегеран-43", был актером или звездой?
— Прежде всего настоящим
профессионалом с удивительными представлениями об актерской чести. Мы с ним
играли на разных языках, он не всегда понимал, о чем я в данный момент говорю,
но ему нужно было поддерживать диалог. И он, надо отдать ему должное,
практически не ошибался.
Ошибся он только один
раз, и более серого лица, чем у него в тот момент, я никогда ни у кого не
видела. Он считал, что не имеет права на ошибку, и ужасно переживал! Конечно,
он был звездой, которую знает и любит весь мир, но и одновременно очень демократичным,
приятным в общении человеком.
Я считаю, что все
актеры, на каком бы языке они ни говорили, как жители одной планеты, схожи
между собой: мы одинаково ранимы, одинаково переживаем за результаты своей
работы. Потому мне очень комфортно было с ним сниматься. Кстати, под его
влиянием моя героиня-парижанка оказалась не такой, какой мы с режиссерами
видели ее поначалу. Делон одним своим присутствием буквально перевернул наше
представление о французах. Никогда не забуду, как он появился на площадке в своем
летящем плаще, как его сбрасывал, как ходил, как говорил, какие у него были
жесты! Сколько в его манерах было шарма и изящества! Под его влиянием все в
картине сразу завертелось совсем по-другому.
|
Наталья с мужем
Владимиром Наумовым, одним из режиссеров картины «Тегеран-43», на зарубежном
кинофестивале, начало 80-х. «Володя — уникальный человек. Безумно
талантливый, причем не только режиссер, но и художник. А еще, несмотря на
возраст, часто ведет себя, как мальчишка» |
— Кажется, с этим
плащом связана интересная история?
— Скорее, с самим
Делоном. В сцене на Набережной, где убивали его героя инспектора Фоша, он
категорически отказывался падать на булыжную мостовую. Перед тем прошел дождь и
было очень скользко, приехали его телохранители, надели ему под плащ
специальные толщинки, наколенники, налокотники. Он стал таким объемным, что я
своими ручками не могла его обхватить. А мне ведь нужно было его еще и тащить,
что было совершенно нереально. К тому же я снималась в тоненьком пальтишке, на
высоченных шпильках.
По скользкой мостовой
мне приходилось бежать, падать, поднимать Делона, который валился на меня. В
общем, разбилась я тогда вусмерть. Ему, кстати, за всю эту историю было страшно
неудобно, но у нас в то время о безопасности актеров действительно никто не
думал, а за границей к этому относились и относятся очень серьезно.
— Хотя вашими
партнерами часто становились актеры-кумиры женщин, лучшим мужчиной для вас был,
есть и остается ваш муж — кинорежиссер Владимир Наумов. Он по-прежнему для вас
"первая и единственная любовь"?
— Володя действительно
уникальный человек. Безумно талантливый, причем не только режиссер, но и
художник. У него были выставки и в Японии, и в Германии, и в Москве — в
Пушкинском музее. Он может приехать вечером с киностудии и всю ночь рисовать.
Вчера полночи работал, написал потрясающую картину и сказал: "Это ерунда,
я ее доделаю!". Я буквально взмолилась: "Только не трогай! Просто
напиши, что эту картину ты даришь мне".
|
В картине «Надежда» Наталья сыграла
Надежду Крупскую, 1973 год |
А еще мой супруг,
несмотря на возраст, часто ведет себя, как мальчишка. Например, неделю назад
убежал из больницы: его туда положили, а он взял и ушел под расписку. А я —
полная ему противоположность, человек тихий, неспешный, мне хочется иногда
закрыться дома и посидеть в тишине и одиночестве. Всю нашу совместную жизнь я
учусь у него этой удали, бесшабашности, азарту, непокорности всем бедам, умению
воспринимать жизнь с юмором, но, случись что, сразу сникаю. Наверное, я плохая
ученица.
— История вашего
знакомства в кинематографических кругах давно стала легендой...
— Мы познакомились в
самолете — летели в Югославию на Неделю советского кино, которую открывал
"Бег". Наши места оказались рядом. Алов и Наумов в то время уже
считались классиками советского кино, поэтому я поглядывала на Володю с
почтением. А он вел себя очень странно: доставал сигарету из пачки, крутил ее в
руках, потом снова прятал. Уже потом я узнала, что за несколько дней до нашего
знакомства он под гипнозом бросил курить, хотя курил с 14 лет.
В Белграде они с
Марком Донским развлекались тем, что заводили куклу-хохотунчика и во время
экскурсии по городу подбрасывали мне, а сами отбегали в сторону. Все
оборачивались и смотрели на меня: я, естественно, сквозь землю от стыда готова
была провалиться, а им было очень весело. Вскоре после возвращения из Югославии
Володя с Аловым уехали в Пицунду писать сценарий для очередной картины. Тогда
для междугородных телефонов-автоматов нужны были "пятнашки". Наумов
наменял целую сумку монеток и звонил мне каждый день: мы разговаривали часами.
Через год поженились. Свадьба у нас была очень скромной, на нее мы пригласили
только самых близких людей — Алика Алова, Сергея Аполлинарьевича Герасимова и
Тамару Федоровну Макарову.
|
С Лембитом Ульфсаком
в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Легенда о Тиле», 1976 год |
— Говорят, до вашей
встречи компанию Владимиру Наумовичу, который за несколько лет до этого развелся,
составлял только бурундук?
— (Смеется).
Было такое! Правда, я этого бурундука уже не застала. Когда Володя впервые
привел меня к себе домой, в его огромной четырехкомнатной квартире везде была разбросана
только скорлупа от орехов. Видимо, Наумов халатно относился к своим хозяйским
обязанностям, и бурундук от него убежал.
"ВДОВА БУЛГАКОВА
УТВЕРЖДАЛА, ЧТО ОБЩАЕТСЯ С ПОКОЙНЫМ МИХАИЛОМ АФАНАСЬЕВИЧЕМ"
— Это правда, что вы
никогда не ссоритесь?
— Практически нет. Мы,
конечно, можем покричать, как бывает в каждой кинематографической семье, но
этот крик ничего не значит. Наш сын в таких случаях спрашивает: "Папа,
мама, почему вы ругаетесь?". Я говорю: "Мы не ругаемся, мы так разговариваем".
Мы — люди эмоциональные, поэтому все проблемы решаем достаточно громко. Но
всерьез — нет, не ругаемся.
— Как вы думаете,
почему сейчас нет пар, которые долгое время жили бы в любви и согласии?
— Может быть, они и
есть, просто это люди непубличные, поэтому мы о них не знаем. Я вообще не верю,
что в человеческих отношениях с годами что-то меняется: многие разбегались и
тогда, а кому суждено быть вместе, те живут. Ведь кто-то пишет эту историю за
нас, как мы можем с этим спорить? Сейчас мне кажется, что Володя был в моей
жизни всегда, я не помню времени без него. Чтобы друг друга понять, нам не
нужно много говорить: один из нас почти всегда может закончить фразу, которую
начал другой.
|
С мужем Владимиром Наумовым, дочерью Натальей
и приемным сыном Кириллом. «Назвать дочь моим именем — Володино решение. Он
шутил: «Крикну: «Наташа!» — прибегут сразу обе». Потом смеялся: «Зову — ни
одна не приходит» |
— Добрую половину
своей творческой жизни Владимир Наумов проработал в тандеме с кинорежиссером
Александром Аловым, им мы обязаны такими картинами, как "Бег",
"Легенда о Тиле", "Тегеран-43". Как случилось, что они
начали работать вместе?
— Их дружба зародилась
еще в юности. Они подтрунивали друг над другом, но созванивались каждое утро,
зная, что через час вместе поедут на студию, и каждый вечер, хотя только что со
студии приехали. И жили они в соседних домах. При этом они были разные, как
небо и земля.
— Как ваш муж пережил
смерть Алова?
— По-моему, несмотря
на то, что Алова в 83-м году не стало, он до сих пор эту потерю переживает,
потому что более близкого человека у него в жизни нет, не было и уже никогда не
будет.
— У вашего мужа были
какие-то особые отношения с вдовой Михаила Булгакова Еленой Сергеевной?
— Они тесно общались
во время съемок фильма "Бег", а вскоре Елена Сергеевна умерла. Но то,
что Наумов о ней рассказывает, потрясает. Она давала им советы, утверждая, что
общается с Михаилом Афанасьевичем, которого к тому времени уже давно не было в
живых. Называла себя "единственным представителем Булгакова на
Земле". Могла, например, позвонить и сказать, что выходит из дома, чтобы
ехать на студию — смотреть отснятый материал, а буквально через секунду ее
машина уже подкатывала к "Мосфильму". Ехать ей — даже в то время, без
пробок — надо было приблизительно полчаса, мобильных телефонов тогда не было.
История с ее ночным
визитом произошла уже при мне.
Елены Сергеевны уже не
было в живых, когда Элем Климов собрался экранизировать "Мастера и
Маргариту". Наумов, который тоже хотел снять фильм по этому роману, жутко
переживал. И вот однажды ночью, когда мы с дочерью уже спали, раздался звонок в
дверь. Наумов бросился открывать, но в темноте пребольно ударился ногой об угол
шкафа. На пороге стояла... Елена Сергеевна, которая отказалась войти в дом
(якобы внизу в такси ее ждал Булгаков), но сказала мужу: "Володечка, не
волнуйтесь, это кино снимать не будут". И ушла. Наутро Наумов решил, что
ему все это приснилось, и только вечером, в душе, обнаружил у себя на колене
огромный синяк — именно там, где он ночью ударился. И я этот синяк тоже видела.
А картину Климов действительно не снял.
— Как вы относитесь к
таким вещам?
— С уважением. Дело в
том, что я родилась и выросла на знаменитых Патриарших прудах. Мы бывали в
квартире Булгакова, снимали там, даже ночью. Но объяснить такие явления я не
могу, наверное, все-таки есть вещи, недоступные человеческому пониманию. Как
снег в Венеции.
— ?!
— Некоторые кадры
фильма "Выбор" по роману Бондарева снимали в Венеции. Это было во
время знаменитого карнавала. Казалось, все шло прекрасно, но Володя был
недоволен: "Мне нужен снег!". Услышав это, местный житель, он же
помощник оператора, только расхохотался в ответ: "Какой снег?! Он здесь
бывает раз в 30 лет!". Утром просыпаюсь, смотрю в окно и не верю своим глазам:
на улице идет снег!
"ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ НЕ СТОЛЬКО В БЕДЕ, СКОЛЬКО В РАДОСТИ. НЕ У КАЖДОГО
ХВАТИТ ДУХА ПЕРЕЖИТЬ ЧУЖОЙ УСПЕХ"
— Мы говорили о том,
что такое "бескорыстная дружба мужская". А в женскую дружбу вы
верите?
— Не знаю... Я
достаточно рано узнала, что такое человеческое непостоянство. Когда на экраны
вышел фильм "У озера", количество моих друзей резко сократилось.
Тогда я поняла, что друзья познаются не столько в беде, сколько в радости: не у
каждого достанет духа и мудрости пережить чужой успех. Всю жизнь моей лучшей
подругой была мама, я всему училась у нее. Мамы нет уже несколько месяцев, и я
поняла, что какие-то очень важные для меня вещи я теперь не смогу доверить
никому, кроме своей дочери.
— Она ведь тоже
Наталья?
— Назвать дочь моим
именем — Володино решение. Он шутил: "Крикну: "Наташа!" —
прибегут сразу обе". Потом смеялся: "Зову — ни одна не приходит.
Каждая думает, что зовут другую".
— Если не ошибаюсь,
ваша дочь тоже актриса?
— Впервые Наташа
побывала на съемках, когда ей едва исполнился годик. А снялась в пять лет — в
картине "Тегеран-43". Она получила актерское образование, снялась в
картине "Белый праздник" с самим Смоктуновским, потом получила
режиссерское образование.
— С недавних пор у вас
есть еще и сын — вы усыновили мальчика из детского дома?
— Да, но мне не
хотелось бы сейчас об этом говорить. Каждый раз, когда я рассказываю об этом в
прессе, мне кажется, что я возвращаю нашего сына в те времена, о которых и нам,
и ему хотелось бы поскорее забыть.
— Он любит кота и
коня, которых вы спасли от смерти?
— Увы, кота, который
когда-то приполз к нам на дачу весь израненный, мне спасти так и не удалось. За
те три недели, что я провела в реанимации у мамы, его не стало. Знаете, мне
всегда казалось, что я сильная и упорная, что я смогу победить. У меня даже
своя теория была на этот счет: если ты смиряешься с болезнью или смертью,
значит, теряешь человека, если борешься, то обязательно победишь. Но на этот
раз я победить не смогла, видимо, моя теория дала сбой. Ни маму не спасла, ни
кота, хотя делала все, что могла, да и врачей заставляла делать больше, чем они
могут. А вот конь, по счастью, жив.
— Откуда он вообще
появился?
— Мы нашли его для
съемок картины моей дочери "Год Лошади — созвездие Скорпиона". На съемках
— я там сыграла роль бывшей наездницы — мы с ним "жили" душа в душу,
он меня во всем слушался, мы с ним и на третий этаж поднимались, и в трамвае
ездили. А в последний день он меня сбросил. Да так, что врачи сказали: "О
верховой езде можете забыть навсегда!".
— У вас была тяжелая
травма?
— Он разбил мне спину
и голову, я потом долго болела, да и сейчас те ушибы дают о себе знать. Тем не
менее, подлечившись, я решила: "Партнеров не предают" — и начала
искать Сеню. Нашла его на какой-то затрапезной конюшне, в ужасных условиях. Как
увидела все это, так у меня сердце защемило! Думаю, долго бы он не прожил:
больной, да еще и беспородный, — такие лошади никому не нужны. В общем, я его
купила.
Верхом больше не езжу,
но кормлю его яблоками. Видели бы вы, какой он красавец: белый, с огромными
миндалевидными добрыми глазами. Я его просто обожаю! Друзья говорят: "Твой
конь — в шоколаде!", на что я отвечаю: "Хотела бы я жить, как
он".
Я с ним разговариваю,
прихожу и говорю: "Что же ты тут стоишь? Рядом с тобой породистые лошади,
которые стоят миллионы, а ты у нас хоть и красавец, но беспородный". На
что мне возражают: "Наташ, да ты что! Их, породистых, никто не знает, а
твоего знают все". Вообще, я обожаю бывать на ипподроме. Там такой чистый
воздух, что кажется, будто находишься на расстоянии, как минимум, 200
километров от Москвы, хотя расположен он в самом центре города, в трех минутах
езды от нашего дома.
— Как на ваш взгляд,
что значит быть актрисой — к чему обязывает эта профессия?
— Я бы сказала не
только об актрисах, но и о женщинах вообще. Мои родители были удивительными
людьми, и я придерживаюсь в жизни тех принципов, которые они мне привили. И
все, что есть во мне как хорошего, так и плохого (последнего, я надеюсь, мало),
у меня от них.
Помню, папа часто
повторял: "Наташа, что бы ни случилось, ты должна держать спину!".
Мне кажется, любая женщина должна уметь держать спину. Не в смысле идеальной
осанки, хотя это тоже не помешает. Надо уметь держать удар, улыбаться, несмотря
ни на что, — это правила из моего дипломатического прошлого. Никто и никогда не
должен знать, что с тобой происходит, это проблемы только твои, личные. И
говорить ты должен ровно столько, сколько захочешь кому-то сказать, все
остальное — твоя частная жизнь. В нее путь закрыт.
Сейчас многие живут
напоказ, а это неправильно. О самых дорогих для меня вещах не знал никто. Когда
у нас родилась Наташа, Володя позвонил Алову в девять вечера и сказал:
"Шурик, у меня родилась дочка!". Последовала пятиминутная пауза,
после которой Алов спросил: "От кого?". Он, близкий друг нашей семьи,
не знал, что у меня будет ребенок. Все самое дорогое для человека должно
оставаться за кадром. Жизнь гораздо многограннее, шире, интереснее, чем то, что
мы можем о ней рассказать.