Писатель и режиссер — соавторы
Автор – К. Симонов
Обратите внимание на титры фильмов «Если дорог тебе твой дом...» и
«Гренада, Гренада, Гренада моя...». Вы увидите, что режиссеры и писатели,
участвовавшие в их создании, указаны как авторы. Эти титры — не случайность, а результат принципиальной постановки
вопроса и отражение реального хода работы над картинами.
Сейчас существует правило, по которому до запуска документального
фильма в производство должен быть написан и утвержден сценарий этого фильма.
Но если взять практическую сторону дела, то утвержденный предварительно
сценарий во всех или почти во всех сколько-нибудь значительных произведениях
документального кино сильно отличается от того, что получается в конечном
результате.
Я думаю, что для запуска документального фильма в производство нужен
его замысел, изложенный на бумаге, ясное и точное определение его общего хода
и, что еще важнее, общей идеи. Необходимо также зафиксировать круг той работы,
которую намерены провести авторы, с указанием, что, где и когда будет
сниматься, что, где и в каких обстоятельствах предлагается искать в архивах.
Наконец, сроки, в которые авторы собираются сделать работу,— сроки, связанные
с ее характером и объемом.
Что касается участия писателя в работе над документальным фильмом, то
трудно представить себе, чтобы я сам, один мог задумать и написать сценарий, а
затем стал бы искать режиссера, который снял
и смонтировал бы что-либо по моему сценарию.
Для того чтобы начать работать над документальным фильмом, я должен
иметь с самого начала соавтора и единомышленника.
Впрочем, необходимые тексты создаются при преимущественном участии
писателя, а монтаж фильма проходит при преимущественном участии режиссера.
Но это отнюдь не исключает того, что некоторая часть текста фильма
может оказаться написанной и придуманной режиссером, а некоторые монтажные
его ходы могут быть подсказаны и просто сделаны писателем.
Так во всяком случае было у нас в работе и над фильмом «Если дорог
тебе твой дом...» и над фильмом «Гренада, Гренада, Гренада моя...».
Мне кажется, что два представителя разных, но смежных профессий в
данном случае, задумывая и осуществляя совместный замысел, должны осваивать
профессии друг друга как дополнительные и необходимые.
Мне, во всяком случае, такое, хотя бы частичное овладение смежной
профессией представляется одним из самых интересных моментов в подобного рода
совместной работе.
В связи с этим хочу сказать, что, на мой взгляд, над этой проблемой
надо подумать, готовя режиссеров и сценаристов документального кино во ВГИКе.
Режиссерская и сценарная подготовленность будущего профессионала
документального кино — это комплексная проблема, которую надо комплексно и
решать.
Все развитие нашего документального кино связано с историей общества, и
за долгие годы его работы накоплены бесценные киноматериалы. Но я считаю, что
сейчас пора подумать о некоторых новых фор-