Писатель и режиссер — соавторы

Автор – К. Симонов

 

Обратите внима­ние на титры филь­мов «Если дорог те­бе твой дом...» и «Гренада, Гренада, Гренада моя...». Вы увидите, что режис­серы и писатели, участвовавшие в их создании, указаны как авторы.  Эти титры — не случай­ность, а результат принципиальной по­становки вопроса и отражение реального хода работы над картинами.

Сейчас существует правило, по которому до запуска документального фильма в производство должен быть написан и ут­вержден сценарий этого фильма.

Но если взять практическую сторону дела, то утвержденный предварительно сценарий во всех или почти во всех сколь­ко-нибудь значительных произведениях до­кументального кино сильно отличается от того, что получается в конечном резуль­тате.

Я думаю, что для запуска документаль­ного фильма в производство нужен его за­мысел, изложенный на бумаге, ясное и точ­ное определение его общего хода и, что еще важнее, общей идеи. Необходимо также за­фиксировать круг той работы, которую на­мерены провести авторы, с указанием, что, где и когда будет сниматься, что, где и в каких обстоятельствах предлагается искать в архивах. Наконец, сроки, в которые ав­торы собираются сделать работу,— сроки, связанные с ее характером и объемом.

Что касается участия писателя в работе над документальным фильмом, то трудно представить себе, чтобы я сам, один мог задумать и написать сценарий, а затем стал бы искать режиссера, который снял

и смонтировал бы что-либо по моему сце­нарию.

Для того чтобы начать работать над доку­ментальным фильмом, я должен иметь с са­мого начала соавтора и единомышленника.

Впрочем, необходимые тексты создаются при преимущественном участии писателя, а монтаж фильма проходит при преимуще­ственном участии режиссера.

Но это отнюдь не исключает того, что некоторая часть текста фильма может ока­заться написанной и придуманной режис­сером, а некоторые монтажные его ходы могут быть подсказаны и просто сделаны писателем.

Так во всяком случае было у нас в ра­боте и над фильмом «Если дорог тебе твой дом...» и над фильмом «Гренада, Гренада, Гренада моя...».

Мне кажется, что два представителя разных, но смежных профессий в данном случае, задумывая и осуществляя совмест­ный замысел, должны осваивать профес­сии друг друга как дополнительные и необходимые.

Мне, во всяком случае, такое, хотя бы частичное овладение смежной профессией представляется одним из самых интересных моментов в подобного рода совместной работе.

В связи с этим хочу сказать, что, на мой взгляд, над этой проблемой надо поду­мать, готовя режиссеров и сценаристов документального кино во ВГИКе. Режис­серская и сценарная подготовленность будущего профессионала документального кино — это комплексная проблема, кото­рую надо комплексно и решать.

Все развитие нашего документального кино связано с историей общества, и за долгие годы его работы накоплены бесцен­ные киноматериалы. Но я считаю, что сей­час пора подумать о некоторых новых фор-

 

Hosted by uCoz