История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

Дальтелефильм:

Мемуары

Рождение телевизионного кинопроизводства во Владивостоке состоялось 1 мая 1957 года. В этот день телезрители Владивостока впервые увидели кинорепортаж о морском параде кораблей Тихоокеанского флота и демонстрацию трудящихся. Об этом событии, к слову говоря, был даже снят оператором Дальневосточной студии кинохроники Иваном Чешевым сюжет, который потом появился в телевизионном журнале «Дальний Восток»...

Создавая кинолетопись времени...

 В комнате Трудовой Славы комитета в аккуратных нишах под стеклом стоят уникальные произведения искусства: компо­зиции из дерева и янтаря, оригинальные ковки из металла, че­канка, статуэтки, макеты кораблей, изделия из драгоценных камней Сихотэ-Алиня и из даров морских глубин.

Это - призы, полученные на Всесоюзных и Международных фестивалях телевизионных фильмов. За двадцать лет студии "Дальтелефильм" их завоевано около тридцати.

Когда смотришь на них, невольно вспоминаешь, как зарож­далось телевизионное производство на Дальнем Востоке, как появился на экране первый фильм, за ним второй, третий...

Шел 1957 год. Группа энтузиастов Владивостокской студии телевидения решила вести собственные киносъёмки. В то время не было ни специалистов, ни помещении, ни нужной аппарату­ры, Всё нужно было начинать с нуля.

Решили провести первую съемку Первого мая. Старший опе­ратор студии А.И.Вергун, ответственный редактор политвещания В.А.Ткачев, режиссер А.Е.Масленников и осветитель сту­дии И.Б.Тимош распределили между собой обязанности, соста­вили подробный план предстоящей работы. Камеру КС 50-Б дос­тали на время в Дальневосточном филиале Академии Наук СССР. Смастерили баки для проявки пленки, барабаны для её просуш­ки, монтажную корзину, стол с моталками.

Руководство студии поддержало инициаторов, во всём по­могло им, вместе с ними волновалось: всё было впервые – и подготовка, и ход работ, и кинопробы. В общее дело активно подключились работники технических служб. Пионер телевиде­ния в Приморье старший инженер телецентра В.Е.Назаренко смонтировал блок для демонстрации негативного изображения.

Первый день киносъёмок стал всеобщим праздником. К не­большой группе участников съёмок подключился почти весь кол­лектив. Попеременно стояли работники студии у сушильных ба­рабанов, вращая ручки с драгоценным негативным изображением. Монтаж велся в помещении бухгалтерии.

Первый раз владивостокцы увидели на экранах своих теле­визоров скромную, чёткую надпись: "Празднование Первого Мая во Владивостоке, съёмки Владивостокской студии телевидения". Теперь такие надписи не вызывают всеобщего восторга, но в то время телефонные звонки не давали покоя - люди просили повторить выпуск, благодарили за успех, поздравляли с победой.

Это была, так сказать, первая проба пера. Но она вдохно­вила, вселила уверенность, заставила искать новые формы, но­вые возможности для создания кинолетописи о нашем крае. В трудных и очень сложных условиях удалось осуществить до кон­ца года 25 передач, общей продолжительностью 3 часа 41 мину­та. В конце года киногруппа состояла уже из семи человек, занимающихся киносъёмками наряду со своими основными обязан­ностями. Были сделаны новые баки, механизированный барабан для сушки пленки, появились первые прожектора КПЛ-35, начала организовываться монтажная группа и собственная филь­мотека, была получена первая кинокамера (правда, камера при­надлежала не студии телевидения, а... тресту очистки города, нужно было каждый раз возвращать ее после съёмок законному хозяину).

На голубых экранах стали регулярно появляться краткие киносюжеты, репортажи, очерки. Они рассказывали о наиболее важных событиях в жизни края, спортивных новостях, празд­никах. Впервые были осуществлены сложные съёмки в шахте го­рода Артема (автор К.Селезнев), на море в день празднования Дня Военно-Морского флота (авторы В.Ткачев и П.Николаев), в воздухе - на вертолетах и самолетах - при съемке кино­очерка "Хозяева голубых дорог". Пленка запечатлела плава­ние крупнейшего на Тихом океане лайнера "Советский Союз", рассказывала о китобоях, о геологах и многом другом. Три месяца в свободное от своих основных обязанностей время энтузиастами снимался первый звуковой документальный фильм "Героические будни" - о судоремонтниках Дальзавода.

Первый фильм! Он во многом не совершенен, кое-где наи­вен, но он первый и поэтому, наверное, самый дорогой.

Прошло двадцать лет. Создано более двухсот лент.

Новое, что связано с рождением и становлением "Дальтелефильма", его творческим коллективом, всегда вызывало большой интерес.

Постепенно накапливался опыт работы над телевизионным фильмом, осознавались его эстетическая природа и пропаган­дистская мощь. Многое сделали дальтелефильмовцы для разви­тия и упорядочения телевизионного фильмопроизводства, его продуманной художественной организации, становления производственно-технической базы, роста творческих кадров.

Наше телекинообъединение призвано рассказывать о сегод­няшнем дне Дальнего Востока и его людях, грандиозных преоб­разованиях, происходящих здесь.

Главный герой наших лент - люди Дальнего Востока. Имен­но в этом, думается, следует видеть успех подавляющего большинства фильмов. Именно это дает им верную пропагандистскую направленность, экранную выразительность и популяр­ность у телезрителей. В большинстве телефильмов найдено удачное сочетание актуальной современной тематики с револю­ционной историей Дальнего Востока, с патриотическими тра­дициями, которые живут и развиваются.

Есть и ещё одно обстоятельство, которое оказывает огром­ное влияние на интерес, проявляемый к телефильмам, создан­ным во Владивостоке, - это широта географии кинолент. На эк­раны советского и зарубежного телевидения, помимо приморских сюжетов, выходят рыбаки Камчатки и гидростроители Зеи из Амурской области, нефтедобытчики Сахалина, труженики Мага­дана и Хабаровского края.

О многих фильмах можно сказать доброе слово. Это и "Зем­ля у океана" - о бурном расцвете Дальнего Востока, и "Депутат тундры” - о людях заснеженной Чукотки, серия картин о строительстве Восточного порта, ленты о БАМе, рыбаках, уче­ных, тружениках полей. Большое место в репертуаре занимают и фильмы на военно-патриотические темы.

Благотворно влияет на творческую атмосферу "Дальтелефиль­ма" участие в его работе журналистов газет, кинооператоров, режиссеров, работников студий кинохроники. Все они живут и трудятся в разных городах дальнего Востока, но их объединяет увлеченность, совместный опыт работы над телефильмами.

Тема человека труда, нашего современника разрабатывается дальтелефильмовцами постоянно, планомерно и широко. На своеобразии подхода к её решению хотелось бы остановиться особо.

В 1964 году журналист Борис Лившиц и режиссер Юрий Шепшелевич сняли двухчастевой фильм о знатной крановщице На­ходкинского порта М.Поповой. Прошло пятнадцать лет. И вновь на экраны телевидения вышел фильм, который так и называется "Мария Попова” (автор-режиссер В.Азарин, оператор М.Рыжов). Что может быть интереснее и благороднее, чем отразить в рассказе о Герое Социалистического Труда, члене ЦК КПСС, женщине-труженице путь советских людей, их рост и духовное богатство, весь уклад их жизни в условиях развитого социа­листического общества?

К таким фильмам можно отнести ленту ”Гурий Крылов” (ре­жиссер Л.Сафрошин, оператор Б.Колобов) - о знатном примор­ском строителе, картину "Восточный причал России" (режис­сер В.Патрушев, оператор Н.Назаров), "Утренние строки" (ре­жиссер К.Шацков, оператор В.Рещук) и другие.

Документальные фильмы живут сравнительно недолго. И это понятно: наше стремительное время насыщено яркими события­ми. То, что было интересно и актуально год назад, сегодня уже меньше волнует зрителей. И все же картины, сделанные творчески, публицистично, на высоком профессиональном уров­не, имеют долгую экранную жизнь. К ним следует отнести, в первую очередь, "Полтора часа до объятий” - поэтический волнующий рассказ о наших китобоях, "Арктика не кончается" - о судах ледокольного флота Дальневосточного пароходства, "Город у восхода” - о Владивостоке и многие другие.

Не могли пройти телекинодокументалисты мимо главной темы последнего времени - строительства Байкало-Амурской магистрали. Несмотря на то, что БАМ проходит, в основном, по За­байкалью и Восточной Сибири, лишь чуть-чуть захватывая Амур скую область и Хабаровский край, студия создала несколько фильмов об этой стройке века. Если в картине "Первые кило­метры” рассказывалось о тех, кто приехал сюда впервые, кто начал пробивать просеки в тайге и прокладывать первые доро­ги, то уже в "Эстафете" поднимался вопрос о преемственности традиций бамовцев, о грандиозных свершениях, о первых поез­дах, начавших курсировать в тайге.

Опыт показывает, что теперь никого не удивят отлично от­снятые кадры лова рыбы или впечатляющие планы уборки урожая. Главное в любой картине - мысль, импульс её полезности.

Импульс полезности... Этот термин все чаще звучит в сре­де кинодокументалистов. Они стремятся не просто запечатлеть наш сегодняшний день, не просто рассказать о том или ином явлении, событии, человеке, а добиться того, чтобы каждая лента несла в себе большой эмоциональный заряд, как мож­но большую отдачу. Если проблема, поднятая в картине, заин­тересовала общественность, значит, кинематографисты на пра­вильном пути. Если у героя фильма найдутся последователи, если ему захотят подражать, можно смело сказать, что авто­ры поработали не зря.

Усилия творческого коллектива студии направлены сейчас на то, чтобы создать больше ярких, запоминающихся фильмов о рабочем человеке, будь то рыбак, колхозник или ученый. Имен­но эти картины могут затрагивать наиболее существенные стороны общественного бытия и социальной психологии человека, именно тема труда и творчества позволяет исследовать движе­ние жизни, полнее раскрывать всё богатство человеческой души.

В этом плане хотелось бы остановиться на цветном телеви­зионном фильме "Найти себя" (режиссер Ю.Шепшелевич, опера­торы Б.Колобов, Н.Назаров). О чем эта картина? Вообще, о школе-интернате, её директоре народном учителе СССР Николае Николаевиче Дубинине, его воспитанниках, - о тех, кому пред­стоит выбирать свои пути в жизни. Но не это главное в ленте. Основа её - проблемы воспитания, мысли о путях совершенствования педагогического и воспитательного процессов.

Импульс полезности фильма значителен. В этом убеждают многочисленные письма телезрителей всей страны ("Найти себя» была дважды показана по Центральному телевидению и представ шась Народным артистом СССР Ю.Никулиным). В этом убеждают многочисленные встречи со зрителями. Одна из них состоя­ть в городе Партизанске. Во Дворце культуры угольщиков собрались представители школ и профессионально-технических училищ. Обсуждение картины вылилось в большой и полезный разговор о путях совершенствования учебного процесса, о но­вых методах воспитания молодежи, о моральных аспектах жизни педагогических и школьных коллективов.

Если говорить об импульсе полезности, то стоит упомянуть серию картин под общим названием "На земле, в небесах и на поре" (режиссер О.Канищев). Они рассказали о жизни и боевой учебе пехотинцев, моряков и летчиков. При этом авторы ста­вили перед собой задачу подготовить молодежь к службе в ар­ии, показать её трудности и её преимущества, заронить в души каждого юноши чувство патриотизма, желания с честью и до конца выполнить свой гражданский долг. И эта задача была выполнена, - свидетельствуют отклики призывников.

Пожалуй, нет такой темы, такой стороны жизни, которая бы прошла мимо внимания кинодокументалистов. Сегодня наши съемочные группы можно встретить на вулканах Камчатки и в низовьях Амура, на приисках Колымы и на полях Амурской области, у рыбоводов Сахалина и у рыбаков Приморья.

Только в 1980 году на "Дальтелефильме" были созданы такие картины, как "Здравствуй, мама" (режиссер О.Канищев) - о людях дальневосточной границы, "Где курится Авача" (режиссер В.Лихачев) - о Петропавловске-Камчатском, картины о содружестве рыбаков и ученых, о первом в мире морском заповеднике, о спорте - "В боксе ничьих не бывает” (режиссер Л.Сафрошин) и другие.

Ежедневно операторы "Дальтелефильма" идут на заводы и фабрики, на суда и причалы портов, научные лаборатории и стройки, в колхозы и совхозы, чтобы оперативно рассказать с телевизионного экрана о делах и людях Приморья, о тех событиях, которые происходят в крае. Пожалуй, не сотни, а тысячи сюжетов проходит ежегодно в эфире Если бы задаться целью просмотреть их сразу, все вместе, это было бы увлекательнейшим путешествием по орденоносному Приморью.

1 мая 1957 года по телевидению был показан первый сюжет продолжительностью в несколько минут. Сегодня мы снимаем в год около 60 часов сюжетов, очерков, зарисовок. Велики заслуги наших операторов. На их глазах, их усилиями произошли колоссальные изменения в фильмопроизводстве на Дальнем Востоке, Это, прежде всего, Иван Борисович Тимош и Виктор Петрович Кузнецов. Это пришедшие несколько позже, но успевшие многое сделать Александр Михайлович Корляков, Борис Нико­лаевич Колобов, Борис Александрович Нестеренко, Анатолий Илларионович Ющенко и другие.

За двадцать лет фильмопроизводство комитета окрепло, встало на ноги, укрепилась его материальная и техническая база. Если в 1958 году оно насчитывало семь штатных работ­ников, то сейчас их около ста - режиссеры и редакторы, опе­раторы и директоры съемочных групп, проявщицы, монтажницы, химики, составители растворов, мастера точной механики и многие другие.

Задачи телевизионного кино растут. Решения партийных съездов, постановления Центрального Комитета партии по идео­логическим вопросам выдвигают новые ответственные требования перед творческими работниками, заставляют искать но­вые формы и средства для более глубокого раскрытия любой темы. Впереди много больших, сложных и увлекательных дел.

И дальфильмовцы стремятся к тому, чтобы телевизионное кинопроизводство совершенствовалось, чтобы на голубых экра­нах появилось больше хороших лент, чтобы их фильмы, очерки и сюжеты доходили не только до ума, но и до сердца каждого телезрителя. В этом наше главное призвание и наш долг.

Павел Шварц,

главный редактор студии "Дальтелефильм",

заслуженный работник культуры РСФСР

1980 г.