Фильмы
Глава из дипломной работы студентки ДВГУ Натальи Цымбаленко
«Дальтелефильм» как основа телевизионного кинопроизводства на Дальнем Востоке»
При разговоре о фильмах, следует учитывать, что киностудия «Дальтелефильм» существовала в те годы, когда телевидение было в руках одного монополиста - Государственного Комитета по телевидению и радиовещанию. Там утверждался план производства фильмов для всех кинотелестудий, от туда же спускались и «обязательные» темы, например, о развитии и достижениях края к определенному юбилею Советской власти, о рабочем классе, и так далее, но были и свободные темы, «отдушины», когда интересующую тему придумывали сами дальтелефильмовцы.
В год на студии «Дальтелефильм» создавали в среднем по 4 часа 50 минут фильмов - 12-14 картин на широкой 35-мм кинопленке. Каждый режиссер снимал по две, реже три ленты в год, и темы распределяли следующим образом: один фильм обязательный, один по выбору.
Но, рассматривая фильмы студии, думаю, нет надобности заострять внимание на том, что этот фильм «заказной», а этот режиссер «выстрадал» сам. Попытаемся всего лишь показать, на какие стороны жизни на Дальнем Востоке, документалисты обращали внимание.
Как уже говорилось, «Дальтелефильм» вел своеобразную летопись исторических фактов, событий, свершающихся на окраине могучего государства. Телекинообъединение было призвано рассказывать о жизни Дальнего Востока и его людях, о грандиозных преобразованиях, происходящих здесь.
Съемочные группы можно было встретить на вулканах Камчатки, и в низовьях Амура, на приисках Калымы и на полях Амурской области, у рыбоводов Сахалина и у рыбаков Приморья. Это фильмы: «Там, где сходятся меридианы» (режиссер – О.Канищев), «Арктика не кончается» (режиссер – Ю.Шепшелевич), «Ермак» (режиссер О.Канищев), «Дрейфующий остров» (режиссер – О.Канищев) - о судах ледокольного флота Дальневосточного пароходства, «Рыбачки» (режиссер Л.Сафрошин) - о женах рыбаков, «Город у восхода» - о Владивостоке, «Где курится Авача» - о Петропавловске-Камчатском, картины о содружестве рыбаков и ученых, о первом в мире морском заповеднике, о спорте - «В боксе ничьих не бывает», это и «Земля у океана» - о бурном расцвете Дальнего Востока, и «Депутат тундры» - о людях заснеженной Чукотки, серия картин о строительстве Восточного порта, ленты о БАМе, рыбаках, ученых, тружениках полей, об истории Приморского края, о воинах, моряках, пограничниках и многие другие.
Ряд фильмов посвящен развитию науки на Дальнем Востоке. «Профессия геолог» (режиссер К. Шацков) - лента о сухопутном геологе Сергее Акимовиче Щеке, заместителе директора Дальневосточного геологического института. Но и здесь море накладывает свой отпечаток. Оно «присутствует» в этом фильме во многих кинокадрах и рассуждениях героя фильма о сегодняшней и завтрашней геологии Дальнего Востока, научный поиск многих институтов и лабораторий ДВНЦ связан с тематикой и проблемами изучения моря.
Постоянно разрабатывалась дальтелефильмовцами тема человека труда, современника.
В 1964 году журналист Борис Лившиц и режиссер Юрий Шепшелевич сняли двухчастевый фильм «Хозяйка гавани» о крановщице Находкинского порта М. Поповой. А через 15 лет экраны телевидения вышел еще один фильм, который так и называется «Мария Попова» (автор-режиссер В. Азарин, оператор М. Рыжов). Авторы, таким образом, хотели отразить в рассказе о Герое Социалистического Труда, члене ЦК КПСС, женщине-труженице путь советских людей, их рост и духовное богатство, весь уклад их жизни в условиях развитого социалистического общества.
К таким фильмам можно отнести ленту «Гурий Крылов» (режиссер Л. Сафрошин, оператор В. Колобов) - о знатном приморском строителе, картину «Восточный причал России» (режиссер В. Патрушев, операторы В. Жлоба, Н. Назаров) - о жизненных причалах, о человеческом призвании, о преданности избранному пути, о любви к родному Приморью.
Лента «Северяне» (режиссер В. Лихачев) - о магаданцах, о трудностях покорителей Колымского края, о работягах Колымской трассы, о гидростроителях поселка Синегорье, о геологах и золотодобытчиках. «И опять, самое интересное в картине «Северяне» - это люди, герои фильма - северяне. Авторы картины прибегают к известному в документальном кинематографе приему - блиц-интервью. И в «Северянах» с четко поставленными вопросами обращаются создатели фильма к жителям Магадана: пилоту и социологу, рабочему и учителю - что же держит людей на севере и какими качествами должны обладать северяне. И из ответов складывается обобщенный и цельный характер северянина, человека, сильного духом и остроумного, мужественного и нежного, человека, который привык больше отдавать родному краю, чем требовать и получать от него» (Островская Г. «Герои фильмов – дальневосточники» // Красное Знамя. - 1978. - 6 августа. 54).
Капитан Сотников, агроном Светлана Крупенина, обаятельный командир вертолета Владимир Самарский и одержимый своим трудом этнограф, архитектор и художник Михаил Угрин стали героями фильма «Камчатский меридиан» (режиссер Юрий Шепшелевич). И вместе с ними героями фильма стали их радости и заботы, их славные многотрудные дела. Есть там и еще один герой, это не только люди, не только их дела - это еще Камчатка. «В картине явственно ощутимо, что снимали ее люди, беспредельно влюбленные в этот далекий край. Внимательная и, не побоимся этого слова, романтическая камера Виктора Жлобы удивляется, восхищается и радуется красотам камчатской природы. Ветвистые рога оленей, быстрые, как ветер, собачьи упряжки, колосящийся хлеб, долина гейзеров, раскаленная лава, огнедышащие вулканы. Край не просто прекрасен, он уникален и экзотичен. И мы, зрители, навек покорены красотой полуострова, но экзотика не становится самоцелью, она, как дивное и в то же время будничное оформление для людей, населяющих эту землю» (Островская Г. «Герои фильмов – дальневосточники» // Красное Знамя. - 1978. - 6 августа).
Не прошли телекинодокументалисты мимо главной темы того времени - строительства Байкало-Амурской магистрали. Несмотря на то, что БАМ проходит в основном, по Забайкалью и Восточной Сибири, лишь чуть-чуть захватывая Амурскую область и Хабаровский край, студия создала несколько фильмов об этой стройке века. Если в картине 1975 года «Первые километры» (авторы Б. Рябов, Ю. Шепшелевич) рассказывалось о тех, кто приехал сюда впервые, кто начал пробивать просеки в тайге и прокладывать первые дороги, то уже в «Эстафете» поднимался вопрос о преемственности традиций бамовцев, о грандиозных свершениях, о первых поездах, начавших курсировать в тайге.
Еще одно обстоятельство, оказывающее огромное влияние на интерес, проявляемый к телефильмам, созданным во Владивостоке, - широта географии кинолент. На экраны советского и зарубежного телевидения, помимо приморских сюжетов, выходили рыбаки Камчатки, гидростроители Зеи с Амурской области, нефтедобытчики Сахалина, труженики Магадана, Хабаровского края, и многие многие другие люди, своими руками создающие историю своего государства. Все эти фильмы ярко отражают жизнь и труд дальневосточников.
Но киносъемочные группы «Дальтелефильма» не ограничивались территорией Дальнего Востока. В 1970 году, например, вышла двухсерийная лента - 12 частей «Города и годы» (режиссеры О.Канищев и Е.Рябко), в которой авторы рассказали историю развития городов, «нанизанных» на Транссибирскую магистраль. В 1971 году, на экраны вышел фильм «Где-то у экватора» (автор В. Рещук, К. Шацков, режиссер К. Шацков), где была снята африканская экзотика. В 1974 году съемочная группа высадилась с полярниками станции СП-22 на льдину – фильм «Дрейфующий остров» (режиссер О.Канищев, оператор В.Гребенюк). О жизни морских котиков и научных исследованиях ученых ТИНРО на острове Тюлений, что в Охотском море, в 250 милях от Сахалина, рассказал фильм «Остров в океане» (автор-режиссер О.Канищев). А в 1991 году выпускается картина «Дорогами Беринга» (автор-режиссер В. Патрушев, оператор Ю. Дека, звукорежиссер В. Кириллов), к 250-летию похода на Аляску трех пакетботов, где съемочная группа побывала на Аляске.
Много фильмов посвящено дальневосточной природе. Один из первых «Внимание, природа» (автор-режиссер О. Канищев) - о рачительном отношении к Приморской природе. Сохранению экологической среды посвящен фильм «Диссертация лесничего Катибы» (режиссер М. Масленников, сценарий И. Кохова, 1986 год). «Путешествие - это тоже работа» (сценарист и режиссер Ю. Шепшелевич) - рассказывает о красоте и богатстве приморской природы, ее подводных богатствах. Это не первый фильм, снятый под водой, но в столь большом объеме и в таких сложных условиях - впервые. В этом большая заслуга молодого оператора Анатолия Петрова. Снимали под водой и операторы Юрий Дека и Виктор Жлоба, а в первый раз подводные съемки были использованы в фильме «Нептун, разрешите войти» (режиссер Николай Ермоленко). «Чернохвостая чайка» (режиссер К. Шацков) - о популяции этих птиц, гнездовища которых расположены на заповедном острове Фуругельма в заливе Петра Великого. «Крылатые помощницы»» (автор-режиссер О.Канищев, оператор В.Жлоба) - о структуре и организации жизни пчелиной семьи. «Заповедник у кромки прибоя» (автор Г. Косыгин, режиссер А.Масленников, оператор П. Шеен) - о сохранении ценных видов амурского зверя. «Гребешок» (сценарий А. Лебедев, режиссер Ю. Шепшелевич, оператор В. Жлоба) - поднимает проблему воспроизводства ценного моллюска - гребешка.
Большое место в репертуаре «Дальтелефильма» занимали фильмы на военно-патриотические темы, о революционной истории Дальнего Востока, о патриотических традициях. Дальний Восток - пограничная земля, а Приморье, кроме того, земля «штурмовых ночей Спасска», и «волочаевских дней», Сергея Лазо и Виталия Бонивура, героев озера Хасан, это - родная гавань Тихоокеанского флота.
Первыми успешными фильмами на военно-патриотическую тему были ленты режиссера О.Канищева еще в начале шестидесятых годов: «24 часа на заставе» (о Хасанском погранотряде) и «Вечно в строю» (кинорепортаж о праздновании Дня 9 Мая во Владивостоке), которые были отмечены руководством Госкомитета по радиовещанию и телевидению.
В разговоре об «импульсе полезности», передать который своим зрителям стремились дальтелефильмовцы, стоит упомянуть популярную среди призывной на военную службу молодежи серию картин «На земле, в небесах и на море» автора-режиссера Олега Канищева. В 1973-75гг. вышли на телевизионные экраны его фильмы: «Морская пехота», «Крылатые моряки» и «С якоря, сниматься», которые была отмечена наградами на Всесоюзных фестивалях «Человек и море. Они рассказывали о жизни и боевой учебе пехотинцев, моряков и летчиков. При этом автор ставил перед собой задачу подготовить молодежь к службе в армии, показать ее трудности, ее преимущества, заронить в души каждого юноши чувство патриотизма, желая с честью и до конца выполнить свой гражданский долг.
В 1985 году увидел свет фильм «Сергей Лазо» (режиссер К. Шацков, оператор Б. Колобов) - о легендарном борце за Советскую власть на Дальнем Востоке. Взяв за основу фильма рассказ литовского актера Р. Адомайтиса, сыгравшего в художественном фильме «Сергей Лазо» главную роль, владивостокские документалисты эмоционально правдиво рассказали о жизни и революционной деятельности героя-большевика (Кузнецов М. Новинки экрана // Красное Знамя. - 1985. - 12 апреля.).
Военная тема в планах студии «Дальтелефильм» давно стала традиционной. Каждый год приморская фильмотека обогащалась новой работой о моряках, пограничниках, авиаторах.
Внимание авторов с палуб военных кораблей, с полигонов и контрольно-следовых полос постепенно перемещается и в кубрики, и в семьи военнослужащих.
Первым шагом в этом повороте жанра стала лента Олега Канищева «Здравствуй, мама!» - фильм - звуковое письмо. Фильм о Николае Петрове, о русском солдате, пограничнике, что пал смертью храбрых 2 марта 1969 года на льду реки Уссури, не отводя объектива кинокамеры от надвигавшейся на него цепи китайских военных (пойманные им в кадр мгновения трагедии обошли потом полосы многих газет). Затем «У контрольной полосы» (режиссер Константин Шацков), «Под флагом Родины» (режиссер Леонид Сафрошин).
В 1985 году тему продолжили два фильма «Экипаж» (режиссер Леонид Сафрошин) - об учебном отряде на Русском острове, сделанный с теплотой и с хорошим юмором, и «В далеком дальнем гарнизоне» (режиссер Владимир Патрушев, оператор Александр Корляков) - о женах пилотов самолетов.
Усилия творческого коллектива студии были направлены на то, чтобы создать больше ярких, запоминающихся фильмов о рабочем человеке, будь-то рыбак, колхозник или ученый. Именно такие картины могли затрагивать наиболее существенные стороны общественного бытия и социальной психологии человека, именно тема труда и творчества позволяет исследовать движение жизни, полнее раскрывать все богатство человеческой души.
В этом плане хотелось бы остановиться на цветном телевизионном фильме «Найти себя» о школе-интернате № 2 Владивостока (режиссер Ю. Шепшелевич, операторы Б. Колобов, Н. Назаров, 1979 год). Фильм обошел телеэкраны всей страны, вызвал горячие отклики подростков, родителей, педагогов.
Герой здесь многолик — воспитанники, которым предстоит выбирать свои пути в жизни, их учителя и, конечно же, сам директор интерната, кавалер ордена Ленина, Народный учитель СССР Николай Николаевич Дубинин. «Если смотреть упрощенно, то фильм всего-навсего раскрывает технологию профориентации школьников. Но, если смотреть только так, значит, за деревьями не видеть леса. Феномен же интерната (а, стало быть, отраженно и успеха фильма у широкой зрительской аудитории) в том, что он ищет и формирует саму модель человеческого счастья» (Смирнова Т. Признание в любви // Красное Знамя. - 1980. - 26 июня.).
Теме образования посвящен и фильм «Каникулы Каменька» (режиссер Ю. Летягин, сценарий Т. Шеметовой) — лента повествует о директоре Астраханской средней школы А.Ф. Каменьке. В ней поднимаются вопросы школьной реформы, идет речь о взаимоотношениях школы и производства (Стройков Ю. «Поэзия факта», газета Красное знамя. - 1986. - 27 августа).
Свои картины дальтелефильмовцы посвящали и этнографии. В 1972 году снимается первый фильм о нанайцах «На Най» (режиссер Владимир Патрушев). «Игры с медведем», «И нивхского орнамента узор», «Нанайский напев» - развивали эту тему.
В 70-х годах «Дальтелефильм» осваивает и производство цветных фильмов. Первая владивостокская цветная кинокартина «Легенда Уссурийской тайги» увидевшая свет в 1971 году (режиссер и сценарист К. Шацков, оператор Б. Колобов, звукорежиссер В. Лихачев). Одновременно с этой лентой готовилась к выходу в свет и картина и цветная «Ханка», но она полностью погибла в браке, при проявке в лаборатории.
Через шесть лет вышел на экраны первый цветной фильм, снятый зимой «Пограничники» (режиссер В. Патрушев, 1977 год). «Перерыв между этими фильмами, вызван тем, что долгое время считалось - зимой цвета нет, все цветные фильмы снимались летом. Но фильм «Пограничники» успешно опроверг общее мнение» (Из воспоминаний Патрушева В.Г.)..
Эти ленты открыли новую страницу в развитии дальневосточного кинопроизводства и телевидения.
К 80-м годам, за двадцать лет, фильмопроизводство Приморского краевого комитета по телевидению и радиовещанию окрепло и стало на ноги, укрепилась его материальное и техническая база. Если в 1958 году оно насчитывало 7 штатных работников, то теперь около сотни творческих и технических работников — режиссеров и редакторов, их ассистентов, операторов и директоров съемочных групп, проявщиц, монтажниц, химиков, составителей растворов, мастеров точной механики и многих других специалистов.
Задачи телевизионного кино постоянно росли. Выдвигались новые требования перед творческими работниками, заставляющие искать новые формы и средства для более глубоко раскрытия любой темы. «Впереди много больших, сложных и увлекательных дел. И дальтелефильмовцы стремятся к тому, чтобы телевизионное кинопроизводство совершенствовалось, чтобы на голубых экранах появилось больше хороших лент, чтобы их фильмы, очерки и сюжеты доходили не только до ума, но и до сердца каждого телезрителя. В этом наше главное призвание и наш долг» (Из воспоминаний Шварца П.И. - Материалы по истории Приморского краевого комитета по телевидению и радиовещанию. Владивосток. 1981.) - писал Главный редактор студии «Дальтелефильм» Павел Шварц в то время.
В 90-х годах телезрители увидели новые работы приморских теледокументалистов: «Черный журавль», «Журавли для Мэри», «Сказание о Стандартграде», «Человек, который сломал радугу», «Паруса надежды», «И вновь на «Палладе» в Японию», «Причал», «Территория», «И нивхского орнамента узор», «Журавли над Хасаном», «Один и тот же ветер», «В гостях у Нептуна», «Ламинария или «Жизнь с точки зрения», «Амазонки», «Дорогами Беринга», «Волшебная ягода», «Евразийский мост», «Транссиб. Начало пути», «Встречь солнцу», «Земля у океана».
В 1990 году впервые на «Дальтелефильме» был снят видеофильм «Прощайте горы» (режиссер О. Канищев, оператор О.Луполовский) - о депутате СССР, герое афганской войны, Р. Аушеве, будущем президенте Ингушской республики.
С 1993 года Олег Канищев начинает работу над многосерийным циклом «Владивосток и владивостокцы». Сериал предполагалось делать из 25-30 картин, рассказывающих об истории основания и развития города. Фильм позволил бы собрать воедино разрозненные музейные архивы, снять на кинопленку, чудом сохранившиеся, архитектурные памятники города, поведать о людях, именами которых названы улицы, сопки, бухты, заливы. Над фильмом работали оператор Михаил Рыжов, звукооператор Владимир Кириллов, редакторы Ляна Шевченко и Галина Наконечная, монтаж Антонины Бондаренко, директор Любовь Шор. Текст читал народный артист России Вадим Мялк.
Первая лента цикла «Встречь солнцу» на Всероссийском фестивале телефильмов «Белые пятна Сибири» получила диплом и приз.
Но «Дальтелефильм» закрывают, и в 1994 году создается последний плановый фильм студии «Земля у океана» - второй фильм из цикла «Владивосток и владивостокцы».
А в 1995 году выходит последний фильм на 35-мм кинопленке «В тот день закончилась война» (режиссер Олег Канищев).