История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радио Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

⇠ Вернуться назад

КОРОЛЬ РЕПОРТАЖА ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

КОРОЛЬ РЕПОРТАЖА ГЕОРГИЙ ГРОМОВ

"Королем" репортажа на Приморским телевидении и радио был Георгий Громов. За полвека его эфирной практики он придумал и утвердил немало форм и видов радиотелепередач. А начинал в 1938 году стажером диктора радио. Потом учеба в военном училище, в первые же дни войны - ранение, возвращение в Приморье, снова дикторская практика. (Об этом достаточно серьезном периоде его деятельности можно рассказать особо. Но важно подчеркнуть другое - дикторская работа во многом способствовала становлению его как репортера) Георгий Громов был старшим и главным редактором информации, но все-таки остался верен репортерской судьбе на всю жизнь. Вот так вспоминает сам Георгий Исаевич Громов свои первые шаги репортера с выездной (портативной) техникой:

"В1948 году комитет получил новую технику -магнитофон "МАГ-2а". Он состоял  из вспомогательного  оборудования  весом   15  кг,   самого звукозаписывающего устройства - 50 кг, выпрямителя - 10 кг. Управление аппаратом, надо отдать должное, было не очень сложным. Может быть, поэтому я и редактор Георгий Малахов решились без техника (он опоздал на поезд) поехать на первый репортаж. Репортаж Георгий Малахов договорился вести с аэродрома метеослужбы. Почему был принят такой сложный вариант, сейчас трудно сказать. Во всяком случае, на поезде, а потом пешком мы добрались до аэродрома. Сначала все было хорошо. Бобины крутились, стрелка индикатора записи колебалась... А затем пропал звук... Бобины стали крутиться в другую сторону, сбрасывая пленку... Промучились мы часа два-три. Наконец, употребив несколько крепких выражений, мы добились, что аппарат заработал, правда, без воспроизведения. Записав "втемную" наш репортаж, мы двинулись в обратный путь. Ко всем нашим мучениям добавилось и то, что у Жоры Малахова , отстали подошвы сапог. Пришлось сесть на обочину дороги и ремонтироваться. Добрались мы до студии, поставили в редакции аппарат и решили попробовать, что же мы там записали. Звук наладили. Собралась большая группа желающих послушать. Включаем кнопку и... сочные мужские голоса (наши) прежде всего выразили свое отношение к этой технике и в довольно крепких выражениях. Магнитофон записал все! Затем зазвучали голоса летчиков. После этого мы с записывающей аппаратурой стали обращаться осторожней " (Из архива автора Материалы по истории.)

Первый бестекстовый репортаж, первый прямой и бестекстовый репортаж, организация и ведение репортажа одновременно по телевидению и радио, телевизионные и радиопереклички между городами, еженедельные радиожурналы "Советское Приморье", информационно-публицистические программы - все эти открытия стали каждодневной практикой приморского эфира во многом благодаря Георгию Исаевичу Громову. Одна главная черта отличала этого тележурналиста: он не мог равнодушно пройти мимо сенсации (именно таковой она становилась благодаря Громову). Нередко он страдал из-за этой своей страсти. Никогда не забуду, как однажды мы, начинающие репортеры редакции "Последних известий" радио, вместе с друзьями Георгия Исаевича, разыграли его. Нарочито громко, делая вид, что обсуждаем новости между собой, говорили, что в бухте Диомид (на противоположной от центра города стороне бухты Золотой Рог) выбросился на берег кит-кашалот и его спасают, стараясь стащить в море. Что сделалось с бывалым репортером?! Он стал молча суетиться, выскакивая и снова заскакивая в комнату. То и дело открывал и снова закрывал свой персональный "Репортер", менял батареи, опять включал, потом вышел с ним и... появился в редакции часа через два, злой, но довольный, что лично проверил - кашалота нет!

Если долго не было этой самой сенсации, Жора Громов, как звали его близкие, не мог не придумать ее. Я говорю о так называемом "гвозде", который отличает хорошую газету. Георгий Громов умел их "забивать", он искал и находил интересных собеседников, таких же увлеченных своим делом людей, каким был сам. Репортер и диктор, редактор и режиссер, журналист телевидения и звукооператор. В одном лице. Не случайное ли совмещение профессий? Думаю, что нет.