История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радио Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

⇠ Вернуться назад

ТЕПЛОХОД И ИГОЛЬНОЕ УШКО

ТЕПЛОХОД И ИГОЛЬНОЕ УШКО

В мае 1965 года Центральное телевидение предложило Владивостокской студии телевидения подготовить программу для Интервидения и Евровидения (международные организации, объединявшие различные европейские страны). Передача должна быть прямая и вестись с нескольких «точек», создавая как бы обобщенный образ событий... Но как это сделать с отечественной передвижной  телевизионной станцией (ПТС) первого поколения? Это два автобуса с техникой …

 Подумали и придумали сюжет «Отдых в море». ПТС и все электронно-антенное хозяйство были погружены на борт теплохода. Проверили совместимость электросилового оборудования ПТС, береговой станции с передатчиком на Орлиной сопке и на теплоходе, возможность ретрансляции видеосигнала с движущегося объекта. По сюжеты нужно было отправить теплоход с отдыхающими в воскресный день в рейс. И там тремя камерами, установленными на борту, по мере движения судна показать и панораму города, и его взморье с водными станциями, яхт-клубами и сами яхты в море, и отдыхающих на пляже, и различные сценки на самом теплоходе: загорающих, играющих в спортивные игры пассажиров и т.п. Взять короткие интервью у капитана и пассажиров…. На все - 6 минут в строго определенном промежутке, так как первые широковещательные программы обслуживало военное ведомство.

И вот пассажирский 14 июня теплоход «Владивосток» украшенный телевизионными параболическими антеннами с 2-мя автобусами на борту вышел в море. Антенны по правому борту на самой верхней палубе направлены в сторону 180-метровой телевизионной башни на Орлиной сопке. В определенное время теплоход должен был развернуться в сторону Спортивной гавани и идти на нее, не сбавляя хода. И в это время должен был начаться репортаж, который должен на УКВ транслироваться с ПТС на телевышку, стоящую на Орлиной сопке. 

Все шло по сценарию. Рыжий Билль (так меж собой звали моряки своего опытного мастера-капитана) уверенно и спокойно выполнял свои служебные обязанности и непривычные - ассистента режиссера. Наконец Москва сообщила по дежурной связи, что картинка отличная и пожелала успеха. Но внезапно шапка тумана поднялась от подножия сопки и... села на телебашню, закрыв передатчик. Сигнал УКВ прервался, картинка у всех пропала А теплоход тем временем полным ходом шел к точке поворота на Спортивную гавань.

Что здесь началось! Телефонные звонки, один резче другого: из Москвы, из Галенок (пункт космической связи под Уссурийском), с передатчика на Орлиной, команды режиссера и инженеров, бессильных что либо изменить, и, наконец, злой и нетерпеливый голос капитана. Ведь океанский теплоход не прогулочный катер. До берега оставалось несколько кабельтовых. Казалось, еще минута, другая и...

Внезапно, так же, как появился, туман растаял. Инженеры тут же «зацепили» передатчик, попав в его приемник - игольное ушко, - и репортер вышел в эфир: на экранах миллионов телезрителей Европы проплывал Владивосток с его живописными берегами и безмятежными лицами его жителей... И никто из них и не представлял себе, что случилось за кадром несколько минут назад.

Только Рыжий Билль метнулся с мостика в рубку и, рванув стрелку телеграфа на «стоп», бросил рулевому: «Лево на борт!» Да, он действительно был мастером! И не только он. Та передача вошла в историю отечественного телевидения как первая прямая телевизионная передача, осуществленная с движущегося объекта в условиях моря - 14 июня 1965 года.