История ГТРК "Владивосток": Телевидение Радиовещание Дальтелефильм Фестивали

История телевидения и радио в Приморском крае

⇠ Вернуться назад

ПЕРВАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПЕРЕДАЧА ЧЕРЕЗ СПУТНИК

В 1964 г. В.А.Ткачеву довелось присутствовать на одном весьма секретном по тем временам совещании у начальника Приморского управления связи А.П.Павлюченко. Для участи в нем во Владивосток из Москвы прибыли ведущие специалисты Минсвязи, оборонных ведомств и союзных НИИ. Тогда впервые стало известно о готовящихся проектах передачи телевизионного изображения через спутники связи. Но никто не говорил, конечно, что спутниковый телевизионный проект лишь служил прикрытием испытаний МБР — межконтинентальных баллистических ракет. Предполагалось, что наземной станцией, которая примет сигнал Шаболовки (московского телецентра) в Приморье, будут Галенки - приемный пункт связи по координации работы космонавтов во время их орбитального полета в зоне Дальнего Востока…

Почему при сооружении восточного центра космической связи выбор пал на Приморье? Во-первых, наверное, потому, что географически это наиболее удобная точка для слежения и управления полетом искусственных спутников земли (ИСЗ), и, во-вторых, это самая дальняя (с учетом первого требования) точка от главного центра управления полетами под Москвой, в г. Калининграде. Немалую роль сыграл здесь и субъективный фактор - то внимание центральных органов, которым всегда пользовалось Приморье.

 25 апреля 1965 г., у же к концу рабочего дня, когда в эфир вышла местная телевизионная программа, в аппаратной Владивостокского телецентра неуверенно звякнул и снова затих уже давно молчавший, а потому и забытый телефонный аппарат прямой связи с приморским космическим центром - Галенками. Дежурный старший инженер смены поднял трубку. Последовало по-военному немногословное: «Возьмите нас на контроль!». Включили монитор - видеоконтрольное устройство. На экране — танцующие и поющие дети. Изображение превосходное. С наземного пункта слежения за спутником «Молния-1» в Галенках сообщают, что идет передача из Москвы, транслируется концерт детского ансамбля из Запорожья. Срочно включили видеомагнитофон «Электрон» (первый серийный советский аппарат видеозаписи), которым были оснащены тогда отечественные телецентры, и записали фрагмент первой космической телепередачи.

Кто-то из присутствующих пошутил: «Ну, вот и прорубили, наконец, окно в Европу». Срочно вызванный корреспондент ТАСС Николай Назаров делает первые снимки (потом они появятся на страницах центральной и мировой прессы). А на следующий день появилось официальное сообщение ТАСС: «В соответствии с программой отработки системы дальней радиосвязи, телевидения с использованием спутников Земли — активных ретрансляторов, в Советском Союзе осуществлен запуск на высокую эллиптическую орбиту спутника связи  «Молния-1».

И на следующий же день Московское телевидение специально для жителей Приморья организовало специальную передачу. К населению края обратился с приветствием председатель Моссовета, затем был показан концерт мастеров искусств. Еще через день Владивостокская студия вышла в космос с передачей для столицы. Она начиналась стихами, специально написанными поэтом Виталием Коржиковым: «Москва, открой иллюминаторы, Включи мерцающий экран, И от Чукотки до экватора К тебе покатит океан». А затем Нелли Маркидонова, которую впоследствии стали называть «космическим диктором», представила ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота, познакомила телезрителей с новостями Приморья. Владивостокскую программу в тот день смотрели, кроме Москвы, Ленинград, Варшава, Париж и Лондон.

Еще через день в газетах новое сообщение ТАСС: «Проведенные первые передачи телевизионных программ между Владивостоком и Москвой прошли успешно» . И в «Известиях» фотография, снятая с экрана московского телевизора: на ней заставка Владивостокского ТВ и его «космический диктор».

Владивосток, Приморское ТВ получали многочисленную почту из различных уголков Европы. «По специальности я топограф, - писал Кондратьев из Ростова-на-Дону. - Когда через спутник вновь увидел знакомые места, в моей памяти встали картины походов по Сихотэ-Алиню, Тетюхе, Кавалерово, Сучану. Я участвовал в составлении карты Сучанского угольного разреза». Приходили письма из Берлина, Варшавы, Будапешта, Софии, Праги. Чех Отто Климеш писал: «Я видел программу по Интервидению из Владивостока в своей квартире в Праге за 14 тыс. км. Был очень рад увидеть ваш красивый город и симпатичных людей, живущих там». Вот так от Москвы до Владивостока и протянулся первый в СССР космический мост.